Дрэг-рейсинг: от уличных гонок до профессионального спорта

Уличные гонки в понятии россиян – это заезды по прямой. В США же это простое развлечение умудрились превратить в бизнес, который при этом приносит весьма неплохой доход. Давайте совершим экскурс в историю и узнаем, с чего все началось.

А началось все, конечно же с изобретения автомобиля. Дальше все случилось само собой – один человек захотел показать другому, что он способен проехать на этом автомобиле определенное расстояние и в дело вступил соревновательный дух, сопровождавший человечество на всех этапах его развития. Но в разных частях света автосоревнования были разными. Если в Европе предпочитали «закольцевать» гонщиков и определить победителя в ралли, то в Америке все было куда проще – давался прямой участок дороги, по которому и гнали вперед участники соревнования. Слава, почет и деньги доставались тому, кто оказался быстрее в таком заезде.

Доподлинно неизвестно, когда появился такой термин как drag racing, равно как и непонятно почему уличные гонки стали называть именно так, ведь в переводе с английского слово «drag» обозначает «тащить» или «тянуть». Есть два варианта происхождения этого термина. В соответствии с первым, все пошло с фразы «Тащи свою машину из гаража» — так один гонщик говорил другому, делая посоревноваться, а второй гласит, что гонщику приходилось буквально тащить на трейлере свое гоночное авто к месту соревнований, поскольку в то время дороги были в большинстве своем мало пригодны для проведения соревнований. Также отметим, что у глагола «to drag» было и еще одно значение – он употреблялся в контексте переключений для наилучшего крутящего момента.

Возвращаясь к истокам

История дрэг-рейсинга в Америке уходит к 30-м годам. Калифорнийцы тогда не боялись высоких скоростей, смелели и отдавали предпочтение все более мощным моторам. Постепенно во вкус гонок по прямой стали входить на всем американском континенте.

Настоящий бум дрэг-рейсинг пережил в эпоху окончания Второй мировой, когда ситуация в послевоенном мире отразилась на автопромышленности Америки самым лучшим образом. На рынке стали одна за другой выходить новые модели, довоенные стремительно дешевели. На этой волне и на фоне доступности довоенной техники с мощными двигателями стал развиваться профессиональный дрэг-рейсинг.

В конце 40-х годов прошлого века темпы этого развития были поистине стремительными — поклонники больших скоростей массово предавались незаконной забаве в виде уличных гонок. Местом проведения гонок могло стать что угодно – от автострад до заброшенных аэродромов. Первые же официальные заезды прошли в 1949 году опять-таки в Калифорнии, в городке Голета. Именно это событие и стоит считать точкой отсчета в истории заездов на 1/4 мили.

От любителей к профессионалам

Со второй половины прошлого века все стало меняться. Причин тому две – во-первых, это выход в печать книги под названием Hot Rod о мире хот-роддинга, что поспособствовало окутыванию его ореолом романтики и определенной привлекательности для молодежи, склонной к бунтарству. Во-вторых, 1950 год ознаменовался созданием первого в мире дрэг-стрипа специально для гонок на четверть мили – все там же в Калифорнии.

Несмотря на то, что развитие инфраструктуры на треке Санта Анна не было на должном уровне, технику для замера результатов совершенной назвать было нельзя, да и безопасность зрителей не была продумана должным образом – гонки все равно находили массу поклонников. Те, кто не может жить без высоких скоростей, получили свое – возможность ставить рекорды, зрители были довольны тем, что могут за этим наблюдать, отдав всего $0,5. Довольны остались и муниципальные власти. Так отмечается этап зарождения привычного для нас дрэг-рейсинга, каким мы видим его сегодня.

Организатор гонок тогда решил выбрать дистанцию именно на четверть мили – и здесь имеется отсылка к лошадиным бегам, которые проходили именно на эту дистанцию. Также свою роль сыграл и фактор безопасности – чем длиннее дистанция, тем больше может разогнаться гонщик, и тем выше степень риска. С тех пор все заезды делаются строго на 1/4 мили.

Следующим этапом стало достижение цели максимальной объективности заездов. Все дрэгстеры делились на классы в соответствии с техническими характеристиками, такими как тип кузова, год выпуска или конструкция двигателя. С 1950 по 1959 годы дрэг-рейсинг стремительно набирал популярность во всей Америке. 

Далее развитие дрэг-рейсинга связывают с именем Уолли Паркса, который сделал значительный вклад в это на десятилетия вперед. В конце 40-х годов Паркс, сделав карьеру гонщика, вошел в число основателей RoadRunners Club. Зарекомендовав себя как талантливого организатора, он становится у истоков Southern California Timing Association, что в немалой степени способствует проведению первого тематического мероприятия под названием SpeedWeek. Оно до сих пор проводится на озерах Бонневилля. Тогда пилоты переключились с соревнования друг с другом и стали делать упор на сокращение времени, затрачиваемого на прохождение дистанции – они решили ставить рекорды.

Уолли Паркс пошел дальше. Во многом ему помогла его работа – редактор журнала для автомобильных энтузиастов Hot Rod. Получив возможность влиять в тематических кругах, он способствует созданию Национальной Хот Род Ассоциации в 1951 году, которую сам же и возглавляет. NHRA стала способом упорядочить дрэг-рейсинг – были введены требования безопасности, определен регламент проведения гонок и введена система деления болидов на классы.

На 1953 год пришлись первые официальные заезды эгидой NHRA – и опять-таки в Калифорнии. Местом действия стал парк The Los Angeles County Fairgrounds – один из самых больших в штате. Позднее сюда было вложено немало денег, что благоприятно отразилось на развитии инфраструктуры. Здесь стало возможным собираться многочисленным зрителям, в том числе были обеспечены дополнительные удобства для VIP-персон.

От истории к современности

Организация NHRA просуществовала почти шесть десятков лет. За это время в истории дрэг-рейсинга многое менялось – возрастали скорости, стремительными темпами появлялись новые технологии, приходили новые гонщики. Без изменения оставалось только одно – популярность заездов на четверть мили. Сегодня в NHRA состоит 80 тысяч членов, более 35 тысяч лицензированных пилотов, а по всей Америке выстроено почти полторы сотни стрипов.

Национальная Хот Род Ассоциация стала самой крупной организацией в сфере мирового автоспорта. Как признается сам ее основатель Уолли Паркс, он и подумать не мог, что со временем все станет столь масштабно, он и мечтать не мог о таком невероятном успехе. Паркс добавляет, что это не стало бы возможным, если бы организацию не поддерживали небезразличные люди. Таким образом, зародившись когда-то давно, дрэг-рейсинг претерпевал изменения, был нелегальной забавой, философией бунтарей и дошел и до наших дней как популярная во всем мире дисциплина автоспорта.

Источник: auto.vercity.ru