Валерий Харламов. Вне эпохи

Хочу о Валерии Харламове несколько слов сказать.

У меня в голове давно роятся мысли, что такие люди, как Валера Харламов — это подарок для этого мира, и, одновременно, нечто лишнее, потому что этот мир их не заслуживает. Таких людей в большом спорте, да и в жизни, — не много. Я еще знаю Федора Черенкова. Святые ребята. Им бы делать исключительное добро где-нибудь в благотворительных организациях, а они выбрали спорт. Если гений, то гением был бы в любой отрасли. 

ЧМЕ 1974 года в Финляндии. СССР — Финляндия. Валерий Харламов, Хейкки Риихиранта и Борис Михайлов.

Я не застал игру Харламова. Позже родился, когда Валерия уже не было. Опять же, исключительно на папиных рассказах. И папа не дожил до странного фильма «Легенда №17». Моя легенда рождалась из рассказов. И истории эти были сильнее любого возможного фильма. Наверное, даже сильнее того хоккея, который я увидел позже. Да, и что ко мне дошло из харламовского, ледового, хоккейного? Внешнее. Суперсерии, чемпионаты мира, олимпиады. На внутреннем уровне — лишь отрывки игр. Наши архивы — не балуют, хотя, я бы уже давно запустил спортивный канал ретроспективы. Материала хватит на десятилетия. Но сохранился ли сам материал…

Приз «Известий» 1973 года. СССР — Польша. Валерий Харламов (№17) и Анджей Ткач (№10).Фото Сергея Колганова.

Папа парил в рассказах. Харламов был летающим хоккеистом. Он умел на скорости делать сумасшедшие вещи. Имел технику катанию, которой у нас могли похвастать не многие. И скоростью мышления, что, возможно, самое важное в таком динамичном виде спорта, как хоккей, обладал невероятной. Папа видел, наблюдал, иной раз живьем, эти прелести. И даже, когда ЦСКА убивал на льду любимый «Спартак», он не переставал восхищаться игрой Харламова. Это и есть настоящее признание, когда злейшие соперники, когда силы явно не равны, но ты признаешь величие и талант оппонента.

Август 1977 года. Кубок Европейских Чемпионов. «Таппара» (Финляндия) — ЦСКА (СССР). Валерий Харламов — Юкка Порвари.

Я почему ратую за ретро-теле-канал. Потому что, нельзя базироваться на каком-то художественном вымысле. Нужна подоплека. Нужны доказательства того, что наш хоккей был очень хорош, что в нем были по-настоящему геройские личности. Хоккей не могут определять несколько человек, надо зрить в корень того, как оно выстраивалось, как тренеры сочиняют эту самую «химию». Это же целое искусство, которое в реальности, обычному мозгу, невозможно понять. Я не могу понять, как сочиняется гениальная музыка или были написаны невероятные стихи и поэмы, не могу понять, как придумывают всякое интересное и реализуют фантастическое. Это какой-то мир иных людей. Вот и гений хоккеиста мне тоже сложно уяснить, потому что я не талантливый тренер, который в головы сочиняет свои композиции идеала. Перфекционизм игры. Отсюда появился и Валерий Харламов, из тренерской головы, которая довела дело до логического, блестящего конца.

«По меркам канадского хоккея Валера был «малышом», и соперники особенно сердились, когда именно Харламов раз за разом обыгрывал их, могучих и огромных, на льду. А после исторической Суперсерии-72 даже профессионалы НХЛ признали, что и такой «малыш», как Харламов — атлет, весь как литой, из мускулов, — может быть звездой в игре могучих мужчин». (с) Александр Мальцев

Валерий Харламов — не человек времени. Такие люди вне эпохи. Если бы уметь расширить границы мозга, то я, наверное, смог бы понять, каким образом от рождения, человека наделяют сильно большим, чем других, точно таких же людей. 

Еще больше ретро, еще больше хоккея и всего интересного, связанного с хоккеем прошлого и настоящего вы найдете в сообществе ВК «Был такой хоккей».

Автор