Stadion am Zoo. Казалось бы, при чём здесь велосипед?

Спортивное сердце Вупперталя

Есть в Западной Германии один замечательный городок под названием Вупперталь. Город славен, прежде всего, своим привлекательным холмистым ландшафтом, а также старейшей в мире подвесной монорельсовой дорогой (Schwebebahn). Так вот, если сесть на Schwebebahn в районе центрального вокзала и поехать в южном направлении, то подвесной вагончик рано или поздно привезет вас на станцию Zoo/Stadion. На этой станции в окружении зеленых холмов располагается уютная домашняя арена местной команды Wuppertaler SV под названием Stadion am Zoo. Местные болельщики очень гордятся тем, что у их стадиона есть своя личная станция подвесного монорельса. Взглянув на этот стадион сегодня, мало кто может задуматься о том, что вчера это был один из самых передовых стадионов Германии, и что футбол составлял лишь небольшую часть его истории.

  Памятная тарелка с изображением Stadion am Zoo, монорельса, герба города и зелеными холмами Вупперталя. 1967 год.

Stadion am Zoo в наши дни

Дело было так!

В начале двадцатого столетия, два кёльнских архитектора Теодор Нуссбаум и его тезка Вилкенс задумывают план строительства нового стадиона в Западной Германии. Подходящим местом для нового стадиона был выбран городок Эльберфельд (город Вупперталь появился спустя 6 лет в 1930 году путем слияния нескольких поселений). Здесь, между зеленых холмов в живописном районе Zooviertel по проекту фирмы «Willkens und Nussbaum» начинается строительство нового стадиона. Известный инженер-строитель Фридрих Рот смог завершить проект всего за шесть месяцев и в октябре 1924 стадион открыл двери для посетителей. В день своего рождения стадион собрал на трибунах 30,000 человек. На момент открытия это был самый современный многофункциональный стадион Западной Германии, являясь прямым конкурентом восточногерманских арен в Берлине и Лейпциге. Торжественную церемонию открытия посетил мэр Кёльна Конрад Аденауэр a.k.a. канцлер ФРГ (1949-1963).

  Открытие Stadion am Zoo. 1924 год.

В тот период единственным конкурентом в категории многофункциональности был «Грюнвальд Стадион» в Берлине, заложенный еще в 1913 году. Кстати, именно он станет основой для знаменитого Олимпийского Стадиона, но эту историю мы оставим на потом.

Казалось бы, при чём здесь велосипед?

Стадион был настоящим дворцом инженерно-спортивной мысли. Главной особенностью «Stadion am Zoo» была его трехуровневая структура. Между трибунами и легкоатлетическими дорожками был интегрирован специальный велотрек. Пятисотметровая трасса была шириной в 20 метров с высотой виражей до 8 метров.

Помимо обыкновенных кольцевых велогонок, здесь проходили соревнования в дисциплине «Гонка за лидером» (Steherrenner). Это одна из разновидностей велосипедных гонок, в которой велосипедист двигается по круговому треку следуя за мотоциклом. Мотоциклист за счет площади своего тела создает за собой разреженный воздух. Практически вплотную за мотоциклом (на расстоянии 10-15 сантиметров) следует велосипедист.. Такое положение позволяет крутя педали достигать больших скоростей – до 120 км/ч. Помимо того, что требуется максимальная слаженность действий мотоциклиста и велосипедиста, каждые 4-5 секунд велосипедист входит в вираж, где на него действует значительная центробежная сила. Нужно ли говорить, что для участия в 50-ти километровой гонке по круговому треку при таких нагрузках нужно быть диким любителем велосипеда.

Бельгийский чемпион мира Виктор Линарт утверждал, что это «один из лучших велотреков в Европе». Собственно, Stadion am Zoo стал одним из первых стадионов, на котором стали проводиться подобные велогонки, и в 1927, 1947 и 1954 годах здесь проводились чемпионаты мира, которые собирали полный стадион.

  Хорошо видны масштабы велотрека Stadion am Zoo. 1949 год.

Новый качественный велотрек в Вуппертале на Stadion am Zoo позволил развивать гонщикам огромные скорости и ставить новые мировые рекорды, коих на этой трассе было установлено не мало. 24 октября 1955 года знаменитому велосипедисту Вальтеру Ломанну из города Бохум удалось преодолеть скоростной барьер в 97 км/ч. 100 километровый заезд длился больше часа и все это время Вальтеру приходилось держаться в нескольких миллиметрах от ведущего его мотоцикла, но на тот момент у сорокачетырехлетнего гонщика за плечами был большой опыт и рекорд был побит. Не обошлось без курьеза – из-за дождя заезд пришлось отложить на более позднее время и местные жители стали звонить в полицию и жаловаться на сильный шум мотоциклов, который доносится со стадиона. Полиция прибыла на место, но помешать установлению нового рекорда не могли уже никакие силы.

  Вальтер Ломанн на стадионе в Вуппертале после установления очередного рекорда. 1954 год.

Велосипедный трек Stadion am Zoo просуществовал до 70-х годов. Когда популярность подобных велогонок упала, было решено пожертвовать велодорожкой в пользу расширения трибун. Так угасла слава великого велосипедного стадиона, но скоро было суждено взойти новой звезде.

Звезда пленительного счастья

Если в первой половине XX века стадион снискал славу одного из главных велотреков страны, то во второй половине настали золотые времена для футбольной истории стадиона. Наиболее удачным сезоном за все время существования местной команды был сезон 1972/1973, когда команда попала в первую Бундеслигу. Толпы снова наводнили стадион. На сенсационный товарищеский матч против «Баварии» (1:1) пришло поглазеть 43,000 зрителей. Гюнтер Пёппер из Вуппераля забрался на третью строчку бомбардиров, попав в компанию к Герду Мюллеру и Юппу Хайнкесу. В конце сезона Wuppertaler SV занял четвертую строчку чемпионата и стал участником Кубка УЕФА. Но футбольной звезде Вупперталя суждено было гореть не долго. К 1975 году команда снова опустилась во второй дивизион, а затем скатилась до Региональной лиги, просторы которой бороздит и по сей день. Но поляна стадиона до сих пор помнит былые сражения с Баварией, Шальке, Штутгартом и Боруссией.

  Золотые времена Stadion am Zoo. Конец 60-х.

Перестройка

К 90-ым годам старичок-стадион совсем обветшал и, как это часто бывает, стали возникать вопросы: сносить или ремонтировать? В мэрии города бездушных людей не оказалось и было принято решение начать реставрацию стадиона. Так, в 1993 году на поддержание аутентичного исторического вида главной трибуны стадиона было потрачено 30 миллионов марок.

К началу 2000-х годов вслед за велотреком была уничтожена и беговая легкоатлетическая дорожка, трибуны еще больше расширились, а стадион стал полностью футбольным. Теперь зрители здесь собираются только для того, чтобы посмотреть на домашние матчи Wuppertaler SV. Перестройка Северной и Южной трибун заняла большое время и постоянно откладывалась. Но к 2008 году восстановление завершилось; каждая трибуна обошлась в 1 миллион евро и теперь вмещает до 4500 человек.

Фасад главной трибуны после реконструкции сохранил свой исторический вид.

Несмотря на большое количество всевозможных реставраций, проблемы стадиона до конца так и не были решены. Сегодня посетители фанатской трибуны недовольны отсутствием крыши над их секторами. На данный момент существует целое объединение «Крыша для Севера» (Ein Dach fuer die Nord). Регулярно проводятся переговоры между болельщиками и городскими властями для выделения средств на строительство крыши для Северной Трибуны. Но на данный момент никаких результатов эти переговоры не дают, и фанатам приходится смиренно посещать стадион при любых погодных условиях. Сейчас Северная Трибуна носит им Хорста Шиманяка, легендарного полузащитника Сборной Германии, который некогда выступал за Wuppertaler SV.

И о политике

В тяжелые для Германии года стадион был втянут в политические игры. В один момент посетителями стадиона становились Адольф Гитлер и Йозеф Геббельс. Здесь в июле 1932 года проходили их предвыборные выступления. Митинг Гитлера собрал тогда 50,000 зрителей. Если занести эту цифру в статистику посещения стадиона, то, пожалуй, это было одним из самых массовых мероприятий на стадионе. Тогда же здесь выступал и представитель Коммунистической Партии Германии Эрнст Тальман, его встречу посетило 40,000 человек. После прихода к власти национал-социалистов стадион ни раз использовался для всевозможных пропагандистских акций, несмотря на активные протесты местных антифашистских объединений.

Послесловие

Помимо велоспорта и футбола, Stadion am Zoo часто становился центром всевозможных спортивных событий. Так в разное время здесь проводились соревнования по автогонкам, верховой езде, гонкам борзых, гандболом и легкой атлетике.

Сегодня на стадионе играют только в футбол, и наблюдаются некоторые проблемы с посещаемостью, но в сердцах местных болельщиков затаилась надежда; они ждут нового рассвета, когда Wuppertaler SV снова вернется в Бундеслигу.

Северная Трибуна Stadion am Zoo. 2016 год.

Автор