Прорыв в спортивном кино: всем смотреть сериал про «Сандерленд»!

Новогодние праздники подогнали футбольным фанатам подарок откуда не ждали. Следующим после «Ливерпуля», «Ман Сити» и «Ювентуса» футбольным клубом, про жизнь которого сняли сериал, стал «Сандерленд», прямо сейчас барахтающийся в Лиге 1. Собственно, погружению «черных котов» на эту выдающуюся глубину «Sunderland ‘Til I Die» и посвящён: сезон-2017/18 клуб начинал с планами о выходе в АПЛ, а закончил вылетом с последнего (?) места.

Почему о клубе пусть даже из Чемпионшипа решились снимать кино, если даже условные «Тоттенхэм» с «Фиорентиной» такого еще не делают? Как обычно в таких делах, не обошлось без фанатиков. Лондонская продюсерская студия Fulwell 73 ранее снимала фильмы про Усейна Болта и легендарную команду «Манчестер Юнайтед», но даже собственное название посвятила «Сандерленду». В 1973-м году «чёрные коты» выиграли последний трофей, название «Фулвэлл» носила одна из трибун не существующей ныне арены «Сандерленда».

 Чувствуете уровень погружения в тему? Вот с таким пониманием всего, что связано с городом и клубом, Fulwell 73 и взялись за «Сандерленд до гроба». Начало первой серии: молебен в местной церкви за успехи клуба. Назначение на пост тренера Криса Коулмэна: сюжет о мясной лавке, придумавшей в его честь особый сорт сосисок. На протяжении всего сериала наличествует постоянный контакт с болельщиками, рассказывающими о своих ожиданиях и проблемах. Создатели сочетают высочайшее мастерство с глубочайшим знанием темы, зрителям просто повезло, что в мире кино есть такие фанаты «чёрных котов».

Надо признать, в прошлом сезоне у Сандерленда все было плохо до такой степени, что фильм может претендовать на жанр хоррора. Даже оптимистические первые минуты первой серии соответствуют: все ведь знают, чем ответит реальность на «У нас хороший состав, чтобы вернуться в Премьер-лигу» и подобные фразы. Команда проваливает матч за матчем, доверие тренеру Саймону Грейсону не оправдывается, президент мечтает поскорее продать клуб, Даррен Гибсон в пьяном виде разбивает авто и нарывается на расторжение контракта… Но знаете, лучший способ отвратить побольше зрителей от «Sunderland ‘Til I Die» — рассказывать о перипетиях карьеры конкретных или попытках клуба найти вратаря вместо Пикфорда.

В сериале о самом депрессивном клубе Англии 2018-го года есть кое-что, позволяющее ему превосходить сериалы о «Ман Сити» и «Юве». Это прозрачность, готовность показать всё как есть. Договоренность с Нетфликсом и была заключена на фоне того, что клуб из низшего дивизиона сам будет рад показать себя миру и увеличить аудиторию. Еще, правда, американцы закладывались на типично голливудскую историю команды, которая парадным маршем проходится по соперникам и поднимается в элиту, но с этим, как вы понимаете, не сложилось.

Видели ли вы когда-нибудь, чтобы главный тренер команды реагировал на несогласие футболиста уходить из клуба эмоциональнее, чем на пропущенный гол? Коулмэн был просто убит горем, когда в дэдлайн январского трансферного окна Джек Родуэлл не захотел покидать Сандерленд. У перешедшего из «Ман Сити» футболиста зарплата была равна 60 тысячам фунтов в неделю — жирновато даже для АПЛ, в Чемпионшипе же Джек просто повис на зарплатной ведомости мёртвым грузом. Коулмэн и все менеджеры котов надеялись, что он уйдёт куда-либо, чтобы играть — но Родуэлл решит «отработать контракт до конца» — и, повторюсь, Коулмэн даже на пропущенные голы реагировал не так бурно.

«После вылета из АПЛ клубу пришлось уволить 78 сотрудников». Сколько раз вы смотрели на понижение в классе именно в таком контексте? Не через призму отсутствия в элите приятной вам команды, не через необходимость искать новые клубы паре неплохих игроков, а через личную трагедию простых поваров/кассиров/охранников, которым явно будет сложно найти новую работу? О таких вещах, как работа в трансферное окно, я даже не говорю — хотя интуитивно работа футбольного клуба на рынке примерно так и представляется, впервые столь прозрачно и без купюр её продемонстрировали именно на севере Англии.

 Сам по себе «Сандерленд», конечно, здесь ни при чём. Клубы впятеро сильнее и вдесятеро успешнее «чёрных котов» всё равно не могли бы ничего предложить зрителю, если бы действовали в стандартной «посмотрите, какие мы великие» манере. «Sunderland: till I die» подкупает другими вещами.

Почему стали хитами сериалы о шестерых друзьях или скорой помощи? В них есть контакт с аудиторией, среднестатистический зритель может соотносить проблемы героев со своими собственными. И лузерство клуба на конкретном отрезке смотрится в данном контексте едва ли не преимуществом: все счастливые клубы счастливы одинаково, каждый несчастливый клуб несчастлив по-своему.

К небольшим недостаткам сериала стоит отнести невысокую зрелищность непосредственно футбольных эпизодов. Ну не кинематографичный это спорт, все снимающие фильмы о футболе вынуждены выбирать между комиксовой нереалистичностью и навевающей зевоту правдоподобностью. И, наверное, хорошо, что серий в сериале всего восемь: даже десяток эпизодов о бесконечных поражениях успели бы утомить… Впрочем, в последнем матче сезона занявший досрочное последнее место «Сандерленд» разгромил занявший досрочное первое «Вулверхэмптон». Такое ощущение, что сами продюсеры уговорили «волков» обеспечить сериалу яркую концовку.

Будем честны: вышедшие ранее сериалы про европейских грандов — стерильная унылость, которая зашла только потому, что немало миллионов людей по всему миру готовы были смотреть десяток часов даже на статичную фотографию Буффона/Агуэро. «Всё или ничего» и «Первая команда» — это «Прибытие поезда» и «Политый поливальщик» жанра спортивных сериалов, до них не было просто ничего. Сейчас жанр развивается, его развитию способствуют фанаты — и, соответственно, некоторые представители двигаются к искренности Чарли Чаплина и Эйзенштейна.

«Sunderland: till I die» — это жизнь без прикрас. Здесь добро даже в локальном масштабе совсем не обязательно победит зло, а на коне окажутся не обязательно самые профессиональные и благородные. Родуэлл после вылета «Сандерленда» изыскал способ остаться в Чемпионшипе — перешёл в «Блэкберн», как раз повысившийся в классе, а такой старательный и искренний Коулмэн после отставки нашёл работу только в Китае. А Гибсон перед матчем напивается в баре, кричит «Зато мне не наплевать на клуб» — и… выдает ужасный сезон, который заканчивается для него расторжением контракта.

И всё-таки самое загадочное в «Sunderland: till I die» — почему эти люди ТАК любят ТАКОЙ клуб. В названии даже нет никакой особой метафоры: в 2019-м году, когда «Барселона» и «Бавария» находятся на расстоянии одного клика, жителей города хоронят в гробах, обернутых символикой именно «Сандерленда». Средняя посещаемость «Сандерленда» в том самом сезоне составила 27 635 зрителей — выше, чем, например, у поднявшихся в АПЛ «Кардиффа» с «Фулхэмом», не говоря о командах из других лиг.

 Пожалуй, это и есть главный вывод, который остается после просмотра сериала. Пока командой, какой бы беспомощной она ни была, интересуются люди, остаётся надежда — и появляется потрясающий контент о ней.

Sunderland ‘Til I Die

В ролях: Крис Коулмэн, Саймон Грейсон, Мартин Бейн

Камео: Эйден Макгиди, Даррен Гибсон, Джон О’Ши, Ли Каттермоул

В эпизодах: жители Сандерленда, зачастую страдающие без работы из-за закрытия местных шахт и верфей, считающие финал Кубка-1973 лучшим событием в истории города.

Режиссёр: сама жизнь.

 

Источник: ProstoProSport

Автор: Виталий ПАСИЧНЫЙ

prostoprosport.ru

ВКонтакте

YouTube

Facebook

Instagram

Twitter

Telegram

Одноклассники

Автор