«При потере мяча Месси просто выключается». Клод Пюэль – о трендах в футболе

Эден Азар, Вирджил ван Дейк, Уго Льорис — всех этих футболистов по-настоящему раскрыл Клод Пюэль. Он работал вместе с Арсеном Венгером, перестраивал чемпионский «Лестер», но всегда оставался в тени ярких имен и достижений.

Пюэлю принадлежит рекорд — во Франции он провел больше всех матчей суммарно как игрок и как тренер (1222). Сегодня он ненадолго выходит из тени.

Эден Азар и его техника

Азар дебютировал у меня, когда ему было 16. В дубле «Лилля» он играл вместе с моим сыном Грегуаром. Грегуар был нападающим и много забивал – во многом потому, что у него был такой поставщик мячей как Азар.

Однажды у нас был товарищеский матч с «Брюгге», и я решил взять Эдена с собой. В одном из эпизодов он обыграл пятерых, а потом вдруг резко остановился. Мне казалось, что атака застопорилась, но Азар быстро кинул взгляд по сторонам, подработал мяч одним касанием и сделал голевой пас партнёру. Он всегда любил именно пасовать, а не завершать — хотя и это прекрасно умеет делать.

Эден невероятно хладнокровен. У него есть потрясающее качество – он может финтить, держа в поле зрения все, что происходит на поле. Предугадывать действия соперников. Он экстраординарный. Способен играть везде – слева, в центре, справа. Мне было попросту нечему его учить.

Ляказетт ленился

Я тренировал «Лион», а Ляказетт играл в дубле. Как-то раз я пришел посмотреть на него. И что же я увидел? Он не бежал вперёд, не открывался, не просил передач. Не отрабатывал в обороне. За 90 минут он не сделал ничего. Вообще ничего. Но ему удалось забить — и он был счастлив. Казалось, что игра вышла неплохой.

Мне потребовалось много времени, чтобы вбить ему в голову, что он должен работать, открываться, просить мяч. Сначала я поставил его на фланг, потому что нападающих было в избытке. Потом я передвинул его чуть дальше, чтобы он держал мяч, пока остальные подтянутся к атаке. Ну а затем он стал играть центрфорварда. Ляказетт – маленький, но это не проблема. У него есть все для классного нападающего. Если Азар кайфует от решающего паса, то Ляказетт любит забивать голы.

Сейчас он работает на команду, много перемещается. Сегодня это состоявшийся игрок. Думаю, что он может играть в «Барселоне» на позиции Суареса.

Суарес не тянет

Суарес уже не тот, что раньше. Он отлично умел смещаться в глубину, искать свободное пространство. Он был очень хорош, но совсем растерял форму. Нету той мощи, тех рывков, к которым мы привыкли. Суарес постоянно теряет мяч – это проблема для всей команды.

Месси не отрабатывает

При Гвардиоле «Барселона» 80% времени проводила на чужой половине поля, но теперь они стали садиться чуть ниже. С нынешней тактикой нужен нападающий, который способен придержать мяч и дать партнёрам время подключиться к атаке.

Гвардиола добился того, что команда быстро возвращала мяч себе. Сейчас же у «Барсы» нет игроков, которые могут моментально прессинговать противника при потере мяча. Стали появляться дыры. Альба и Бускетс хороши в защите, но они не могут ликвидировать прорыв, когда команда отходит назад. 

Для техничного футбола нужны техничные игроки. При отборе техника важна так же, как и при атаке.

Когда ты отходишь на свою половину поля, нужно обороняться всей командой. А у «Барселоны» два-три игрока выключаются из игры. Месси и Суарес не возвращаются. Когда нужно бежать назад через все поле, Месси просто не знает, что ему делать.

Секрет «Ливерпуля»

У «Ливерпуля» хорошие игроки, но по своим данным они явно не лучшие. В полузащите Клопп делает ставку на рабочих лошадок. Секрет «Ливерпуля» в том, что у них суперотлаженная система и постоянное давление на соперника. Даже ошибаясь, они делают попытки снова и снова. Ну, и, конечно, тройка нападения. Мане, Фирмино, Салах многому научились. Своей физической активностью они подавляют даже технически более сильных соперников.

Вообще, игра без пауз типична для Англии. В Испании команды часто убаюкивают игру, чтобы сделать резкий выпад. В Англии всё иначе. Именно поэтому здесь очень короткие, но выматывающие тренировки.

«Лестер» пришлось перестроить

Чемпионский «Лестер» играл на контратаках, это приносило им успех, и особенно был хорош Варди. Но со временем противники приноровились к такому стилю игры, и это перестало работать. Роль Варди тоже сошла на нет. К нему начали приклеиваться защитники, и он уже не мог найти нужное для себя пространство.

Я принял решение ввести на каждую из позиций по молодому игроку, чтобы перестроить игру. 

Мне пришлось столкнуться с непониманием со стороны ветеранов, которые считали, что нужно играть по той же тактике, что сделала «Лестер» чемпионом. Но я решил все поменять – те идеи отжили себя.

Ван Дейк — упрямый и не хотел меняться

Ван Дейк, который приехал ко мне в «Саутгемптон», был совсем не тем ван Дейком, которого мы видим сейчас. Он просто играл в своей зоне. Не более того.

Необходимо было встречать соперника как можно выше, чтобы не появлялось свободных зон. Но когда я говорил Вирджилу идти вперед, он упорно продолжал стоять в защите. Было невероятно трудно перепрограммировать его мышление, чтобы он наконец стал выдвигаться к центру поля и держать все пространство сзади. Мы много разговаривали, но он никак не поддавался. Такое бывает с игроками, у которых очень сильный характер. 

Тогда я подготовил видео, где на примере величайших команд и игроков доказывал свою мысль. Говорил, что нужно играть как Пике, подниматься в середину, начинать атаки. Но и это не помогло: видео Вирджилу совсем не понравилось. «Мне нужно быть уверенным в том, что я закрываю свою зону», — был его ответ.

Прошло какое-то время, я смотрел матч сборной Голландии, и вдруг увидел, что ван Дейк идет вперед, заставляя всю команду двигаться ближе к атаке. Это было как раз то, над чем я так долго бился! Когда Вирджил вернулся из сборной, я сказал ему: «Вот то, что нужно! Ты играл просто здорово».

В ответ он просто улыбнулся. Это была даже не улыбка – просто уголки его губ чуть сдвинулись с места. С того момента он стал феноменальным игроком.

Почему нужно играть, как ван Дейк

Во Франции центральные защитники до сих пор боятся выходить из своей штрафной. Когда они видят угрозу со стороны соперника и пространство сзади себя, то инстинктивно бегут назад. Все это дает необходимую свободу для атакующих. Хотя если встретить нападающего в глубине и не дать ему развернуться, никакой атаки уже не получится.

Особенно трудно обучить опытных игроков. Например, мы работали над этим с Магвайром в «Лестере». Он очень одаренный технически, а в начале своей карьеры был довольно быстрым. Но при мне у него уже возникали проблемы с тем, чтобы вернуться назад. Тогда я сказал ему: «Если тебе трудно возвращаться, тогда научись читать игру так, чтобы в этом не было надобности».

Центральная ось – это основа

Центр – это хребет. Вратарь, центральные защитники, центр поля и нападающий создают эту ось. Почему Гвардиола не смог стать чемпионом в первый же свой сезон в Англии? Клаудио Браво выпадал из игры. Защитники шли вперёд и приобщали его к тому, чтобы начинать атаки, но он был не готов к такому стилю. А когда вратарь не оказывает должной поддержки обороне, оборона начинает нервничать.

На этих позициях важно иметь хладнокровных футболистов. С покупкой Эдерсона у Гвардиолы все сошлось. Как в музыкальной партитуре.

Льорис неуклюже обращался с мячом

Нападающие и вратари – это те люди, которым не сбросить на других ответственность. Они всегда под ударом.

Льорис всегда был устойчив психологически, но поначалу он просто кошмарно вводил мяч в игру. Он был довольно неуклюжим, когда принимал мяч, и долго возился с ним. Я обратил на это внимание, а наш тренер вратарей в «Лионе» Жоэль Батс начал работать с Уго. Много упражнений: выбивать мяч на дальнее расстояние, передавать на близкое, играть в пас. Здесь нет никаких секретов: просто повторять, еще и еще, еще и еще. Когда ты молод, всему можно научиться.

В итоге сработало. Сейчас в «Тоттенхэме», в сборной Франции он обращается с мячом надежно и уверенно. Все это было заложено тогда.

Франция – чемпион, но французские игроки не лучшие

У нас во Франции много физически сильных футболистов. Атлетически сложенных, быстрых. Но, мне кажется, что во французской лиге мощные игроки часто ограничены технически. Даже слишком часто. При чем все тренеры ищут именно рослых. По-моему, это как-то глупо.

Конечно, идеально иметь такого игрока, как Погба – он одарен во всех аспектах. Но для меня все начинается с техники. В этом мы уступаем испанцам, они здесь лучшие.

У Испании же, наоборот, есть проблемы с физической составляющей. Поэтому они не могут играть как мы: на контратаках с низкой защитой. Культура паса и техника – вот их базовые ценности. Им просто нужно быть чуть агрессивнее, чуть быстрее.

Дриблинг хорош, когда он уместен

Дриблинг – классная штука. Он всегда открывает неожиданные перспективы в атаке. Но он хорош лишь тогда, когда сзади все надёжно перекрыто. Иначе это просто пустышка. В обыгрыш важно идти с умом, зная, что твои партнеры тебя понимают и смогут подстраховать. Азар – хороший пример. Он сначала начинает комбинацию, а идет в обводку только в самый нужный момент. Если бы мы просто без перерыва играли в пас, никакого продвижения в атаке бы не было.

Многие учатся этому на улице. Ребята смотрят на таких, как Мбаппе, Коман, Погба… Смотрят видео в интернете и повторяют за ними. Во Франции мы позволяем своим игрокам много финтить. О тактике мы задумываемся уже позднее. Даже слишком поздно. Возможно, поэтому, тактически мы слабее других. У нас решают отдельные личности, а не команда.

Мбаппе – зверь

Мбаппе не такой уж и классный дриблер. Да, он может учудить что-нибудь эдакое, но он далеко не выдающийся в этом плане. Мышление – вот в чём его козырь. Если Неймар хорош в игре с мячом, то Мбаппе хорош в игре без мяча.

Килиан — очень быстрый. Знает, когда нужно начать движение, переместиться, выдвинуться вперед. Если он получит пас точно в ноги, остановить его почти невозможно. На коротком расстоянии он уходит от соперника как сумасшедший. Ему не надо 10-15 метров для разбега, а достаточно лишь 3-4.

В этом году Мбаппе хорошо поработал над реализацией. Стал хладнокровнее. Теперь он забивает почти всегда, когда остается с глазу на глаз с голкипером.

Никто не знает, есть ли у него какой-то предел.

Глеб Слесарев

Автор