Неспартаковский «Спартак» : как убивали легенду

«Спартаковский дух» — это не просто красивые словеса или эффектный образ. Нет это вполне реальное чувство, явление. Дух, заложенный, взращенный братьями Старостиными и продолженный их великими последователями.

Неважно как выступал московский «Спартак», — шатко или валко, выигрывал или проигрывал, — но болельщики всегда оставались с ним, независимо от результатов.

Потому что клуб для них оставался не просто названием, набором игроков и тренеров, перечнем титулов, а и своей — внутренней, отчасти даже духовной — историей.

Изменения наступили в нулевых. 

Олег Романцев, безусловно великий тренер — однако именно в конце его правления в «Спартаке» стали происходить гадкие и жуткие вещи.

Клуб агонизировал. И сам Романцев, к сожалению, тоже.

«Спартак» наводнили лидеры в соревновании » самые посредственные из посредственных игроков», а главный тренер раздавал пьяные интервью, где дикими фразами нахваливал персонажей вроде конголезца Жерара Мукунку. 

Клуб некрасиво распрощался с легендой Андреем Тихоновым.

Но затем вместо Романцева пришел Андрей Червиченко. И, казалось, пробитое дно предстало вполне себе вершиной. Червь, как прозвали его болельщики, устроил такое, что не всякому «Асмараму» снилось.

Над «Спартаком» начали откровенно потешаться, а за клуб выступали случайные пассажиры вроде Зоа и Хрмана, никогда, похоже, футболом не интересовавшиеся. Но самое страшное — то, что происходимо вне поля, когда скандалы стали синонимом клубного существования.

Болельщики впали в отчаяние, требовали перемен, бились — буквально или нет — об стены — «Спартак», оплеванный топтался ногами персонажей Гаргантюа и Пантагрюэля.

Шанс все исправить появился, когда клуб приобрел Леонид Федун, представляющий помимо прочего, нефтяную компанию «Лукойл».

Тогдашний генеральный менеджер  Юрий Первак провел солиднейшую трансферную кампанию ( Видич, Кавенаги, Йиранек и др.), но вновь что-то пошло не так : только пришедший игрок Аленичев, позднее появившийся в качестве главного тренера, раскритиковал тогдашнего рулевого — латыша Александра Старкова.

Собственно, скандалы, интриги, грязь сопровождают «Спартак» на протяжении всей эпохи Леонида Федуна. Они появляются даже тогда — или точнее, особенно тогда — когда всё, на  первый взгляд, идет хорошо.

Так произощло после чемпионского (впервые за 16 лет) сезона имени Массимо Карреры. Итальянского главного тренера, очаровавшего СМИ и оппонентов, и, главное, болельщиков, «забыли» пригласить на празднование по случаю первого места. А после начались «грязные» игры от руководства, игроков  (прежде всего капитана Дениса Глушакова) — и все вернулось, что называется, на круги своя.

Чемпионство начало выглядеть как случайность и исключение, лишь подтвердило правило. Правило лузерства.

Не сказать, что при Федуне все беспросветно. Наоборот — стадион построен, трасферы свершаются, тренеры приглашаются, и команда неизменно, за редким исключением, держится в лидирующей группе.

Однако благодать, если копнуть глубже, оказывается бемпросветной топью. Не получилось ни у тихони Лаудрупа, ни у взрывного Эмери ( позднее окончательно закрепившегося в статусе одного из лучших коучей мира), ни у скромного Аленичева, ни у его полно противоположности Карпина. Причем в других клубах экс-рулевые «Спартака», как правило, добивались успеха.

«Спартак» же -пусть и присутствовал в верхней части таблицы — из команды-чемпиона превратился в команду, претендующую на что-то, но не больше. Чемпионский сезон Карреры, повторяю, был исключением. Многое тогда совпало. И Массимо, безусловно, не является великим или даже очень крепким тренером, но он брал харизмой, напором, и у него присутствовал тот самый легендарный  спартаковский дух. Удивительно, да, — он отыскался у итальянца из туринского «Ювентуса».

Но дальше Федун будто испугался — излишней самостоятельности тренера, его популярности, стремления быть выше.

Карреру подло убрали, а на его место пригласили Олега Кононова, когда-то достойно тренировавшего «Краснодар», но затем работавшего с середняками ( как и большую часть карьеры).

И эта психология середняка перенеслась в «Спартак». Клуб вроде бы не валился, не падал, но проигрывал важные матчи — в кубках России и УЕФА и недавний с ЦСКА.

В последнем матче против «армейцев» у «Спартака» были все возможности, чтобы забить мячи,но вмсето этого они пропустили. И Кононов стоял у бровки — серый и тусклый, не знающий, что делать.

Середняк и соглашатель. Последнее слово -ключевое. : ведь Олег Георгиевич с легкостью принимает спущенные сверху директивы. Убрать Еременко? Пожалуйста. Не просить трансферов? Пожалуйста. Вернуть осрамившегося и завравшегося Глушакова? Пожалуйста.

Собственно, Кононов — это такой себе господин Пожалуйста, господин Чего изволите. И для «Спартака» это неприемлемо. Но очень удобно для владельца — Леонида Федуна.

Чего хочет тот в итоге? Доходов и поменьше шума. Это очевидно. Однако есть подозрения, что Леонид Арнольдович — вольно или невольно — превращает «Спартак» в клуб-середняк, чьи болельщики будут радоваться не чемпионству, а месту в тройке.

Федун творит страшное : он трансформирует клуб-победитель, клуб-легенду в посредственность, серость, тоску, вымывая из него спартаковский дух.

В трудные и очень трудные времена мы — болельщики «Спартака» -бились за клуб, но сейчас появилось убийственное чувство равнодушия, когда на поле не команда братьев Старостиных, а проект скучных дельцов, впаривающих зрителю посредственность, существующую по принципу «чем меньше шуму — тем лучше» . А достижения, история ? Все это оказывается неважным.

И главное — времена, когда мальчишки с гордостью и трепетом надевали «спартаковские» футболки, похоже, остались в прошлом. Теперь это необязательно и немодно -пусть еще и не зашквар (хотя к этому идет).

На наших глазах величайший футбольный клуб, чье значение колоссально не только для спорта, но и для всей страны, для всего народа -это идеология, и философия, и символ — превращется в нечто неудобоваримое, обыденное и пиджачно-скучное, причем пиджак этот (так,к слову , уже прозвали Олега Кононова) явно не по размеру — сковывает.

Платон Беседин, REGNUM

Автор