История эмблем. Франция и остальная Европа. Черный мавр «Аяччо», византийский след «АЕКа» и викинги из «Кана»

«Новый Курс» продолжает вскрывать культурные коды европейского футбольного символизма. Сегодняшний материал, по сути, завершает наше путешествие по культурологическому Европы. Напомним, что для этого цикла мы взяли те логотипы клубов, что, на наш взгляд, являются наиболее интересными и сложными и включают в себя самые любопытные отпечатки местной истории.

Сегодня мы рассмотрим эмблемы клубов последней страны, чья высшая лига входит в топ-5 европейских первенств, а также пробежимся по лучшим логотипам футбольных держав второго/третьего эшелонов. Вы узнаете, что означает корабль у «канареек» из Нанта, чем примечательна эмблема португальского «Шавиша» и откуда взялся колодец на логотипе «Брондбю». Что ж, чувство прекрасного в зубы, синдром поиска глубинного смысла на максимальную мощность – поехали!

«ПСЖ»

И начнём мы с самого главного клуба современного французского футбола. Сразу глаз должны привлечь очертания в центре эмблемы. В ней вы наверняка сразу признали Эйфелеву башню – главную достопримечательность Парижа, которая при слове «Франция» всплывает в голове в первую очередь . Как вы могли догадаться, названа она в честь главного архитектора сооружения Гюстава Эйфеля. Знаменитый французский строитель второй половины XIX века, к слову, известен не только своим главным детищем – также он приложил руку к сооружению американской Статуи Свободы.

Сама же башня, построенная в 1889 году, имеет поистине внушительные габариты в виде высоты в 324 метров и веса в 10 100 тонн. С 1906 года она используется в качестве радиопередатчика. С ней также связан один любопытный исторический факт: ее не смог посетить Адольф Гитлер, так как лифт, ведущий наверх, внезапно оказался сломанным за пару часов до его визита в оккупированный Париж. Восстановить его так не смогли, однако через несколько часов после освобождения французской столицы он внезапно оказался в рабочем состоянии.

В нижней части эмблемы дизайнеры отразили лилию – один из главных символов французской истории. Свое происхождение он ведет от средневековой династии Капетингов, которые поместили её на свои знамена (на фото). Связано это с тем, что в это время этот цветок имел огромное значение для христианской символики. Корни христианской лилии исходят из Ветхого Завета, а именно из книги «Песнь Песней Соломона». Строка «Я полевой цветок и долинная лилия» (Песн.2:1) дала тесную связь растения с Иисусом Христом, которого часто до конца XIII века изображали в центре лилии. Чуть позже она стала напрямую ассоциироваться с Девой Марией вследствие изречения из того же произведения: «Что лилия между тернами, то возлюбленная моя между девицами» (Песн.2:2). Данную строку трактовали как отсылку к беспорочной чистоте и целомудрию, вследствие чего лилия стала Символом Непорочной Девы. Красно-синее сочетание стало официальным у «ПСЖ», так как в такие цвета окрашен столичный герб.

Интересно, что на старых логотипах «ПСЖ» часто рисовалась колыбель. Она отсылает нас к гербу города Сен-Жермен. Считается, что здесь изображён король Людовик XIV, запомнившийся самым длительным правлением в истории Франции. Звезда над колыбелью означала возвещение о рождении короля. Подобный символизм заимствован из евангельского сюжета о Вифлеемской звезде, возвестившей волхвов о рождении Иисуса.

«Олимпик» Лион

Переходим к клубу, который был гегемоном французского первенства еще до того, как эту роль примерил на себе «ПСЖ». Главным элементом эмблемы лионского «Олимпика» выступает лев. Он напрямую заимствован из герба города и на протяжении всей истории клуба располагался на его логотипе. Главным символом города причудливых трабулей лев стал вследствие того, что его в качестве своего флага использовали лионские графы, с середины X века владевшие этой территорией.

Здесь нет ничего необычного: в средние века лев был весьма распространенным символом власти, поэтому в «темную эпоху» его часто использовали влиятельные дома для своих знамён (характерная аналогия: «царь зверей» = «царь людей»). Примечательно в свою очередь то, что название города с этим животным никак не связано (хотя ассоциация очень напрашивается). Оно является видоизменённым латинским топонимом Lugdunum. Оно же в свою очередь происходит от древнегалльских слов lugos (ворон) и dunum (холм).

В изобретении главного клубного сочетания клуб также не стал изощряться, просто взяв цвета герба Лиона.

«Ницца»

Главным символом клуба, где сейчас упражняется в тактике Патрик Виейра, стал орёл. Это также продиктовано главным символом города Лазурного берега. История нахождения этой птицы на гербе Ниццы ведет свой отсчет с 1430 года. Именно тогда он был принят в качестве основного городского знамени.

Как вы помните из предыдущего материала, орел часто наносился на флаг тех империй, что претендовали на славу правопреемника Древнего Рима. Поэтому этот символ в средние века имел огромное сакральное значение. Увековечить Ниццу, подарив ей орла в качестве символа города, решил граф Амадей VIII, принадлежащий к знаменитому Савойскому дому. Именно этот род встал во главе объединенного Итальянского королевства по окончанию процесса Рисорджименто. А в XV веке в его владениях значился в том числе и небольшой город на Лазурном берегу, которому и был дарован герб в качестве знака имперского покровительства.

Произошло это вследствие того, что на тот момент Савойский род присягал на верность Священной Римской Империи. Что касается аббревиатуры OGC на эмблеме команды, то она расшифровывается как Olympique Gymnaste Club, что с французского переводится «олимпийский гимнастический клуб».

О появлении красно-черных цветов в качестве основных для формы «Ниццы» существует красивая легенда. Якобы в 1910 году «Милан» организовал собственный турнир, на который прибыла молодая на тот момент команда с Лазурного берега. Однако уже в Италии игроки обнаружили, что форма клуба осталась дома. Чтобы не сниматься с турнира, они попросили «Милан» одолжить свою форму, и те с радостью согласились. «Ницца» турнир выиграла, потому и оставила себе эти расцветки. Более правдоподобная же версия гласит, что в 1919 году в команду был интегрирован ФК «Галлия», который носил именно такие цвета.

«Страсбур»

Теперь рассмотрим логотип эльзасского клуба, становившегося чемпионом Франции в конце 1970-х годов. И это первая эмблема нашего сегодняшнего списка, которая практически не вдохновлялась гербом своего города.

Причудливо изображённая птица в центре эмблемы отсылает нас к главному символу Эльзаса. Это аисты, которыми с незапамятных времен был наводнён этот регион. Сами жители города очень почтительно относятся к птице, часто украшая свои дома её фигурками и изображениями. Местное поверье гласит, что встреча живого аиста обязательно принесёт удачу и счастье. Власти региона очень бережно относятся к ним. В начале 1960-х гг. в связи с осушением болот (а это их любимая среда обитания) вдоль Рейна их популяция резко снизилась. Поэтому с 1980-х годов в Страсбурге существует целая сеть питомников, где разводят аистов, отчего их численность в регионе постепенно поползла вверх.

Здание в самом центре эмблемы – знаменитый Страсбургский собор, считающийся шедевром готического искусства (на фото ниже). Его уникальность в том, что собой он олицетворяет соединение французских и немецких архитектурных веяний. Окончательно отстроенный в XV веке, на протяжении следующих двух столетий он считался самым высоким зданием в мире. Одной из главных особенностей сооружения являются астрономические часы, расположенные на главной башне собора и показывающие положение на орбите всех известных на 1832 год планет Солнечной Системы (от Меркурия до Сатурна). 

Что касается расцветки эмблемы, то синий является традиционным цветом клуба, в то время как красный заимствован из флага города. Слово «Racing» в названии появилось после возвращения Эльзаса Франции по итогам Первой мировой войны. Оно было частью названия клуба «Racing Club de France», который на тот момент считался самой престижной командой страны.

«Нант»

Симпатичной эмблемой обладает команда, где сейчас обрести себя пытается Вахид Халилходжич. Наиболее заслуживающей внимания здесь является верхняя часть щита, взятая, кто бы мог подумать, снова из герба города. Изображенная в левой верхней части шхуна символизирует традиционный промысел поселения – в средние века Нант был важным торговым портом. Почему вода окрашена в зеленый цвет, достоверно установить не удалось – такой окрас она приняла в 1815 году, до этого же на гербе вода была своего естественного цвета. Пять непонятных фигур вверху справа относятся не только к Нанту, но и ко всему бретонскому региону. Так выглядит его герб, сплошь усеянный символами, похожими на трефовую масть.

Такое графическое исполнение еще в средневековье получил горностай, главный символ Бретани. Почему именно этот пушистый зверек, рассказывает главная бретонская легенда. Однажды местный герцог Ален Барбеторт и его воины убегали от преследовавших их норманнских войск. Внезапно на их пути встала грязная речушка. И тут герцог увидел бежавшего от скачущих коней горностая, который, завидев препятствие, резко развернулся и принял устрашающую позу. Это вдохновило герцога и его войско на то, чтобы устроить врагу кровавую бойню. С тех пор горностай стал олицетворением девиза Бретани: «Лучше погибнуть, чем запачкаться».

Зелено-желтый цвет формы – идея президента клуба конца 1950-х Жана Ле Гийю. В те времена такую расцветку имел костюм местных жокеев. С детства любивший езду на лошади Жан также был одним из них, что вдохновило его на заимствование любимого сочетания для своей футбольной команды. Схожий окрас канареек в свою очередь подарил клубу пресловутое прозвище. Также многие отмечают явную похожесть современной эмблемы на логотип «Барселоны» — считается, что именно каталонской символикой вдохновлялись клубные дизайнеры.

«Тулуза»

Недавно произошедший ребрендинг подарил клубу один из самых интересных и красивых логотипов среди команд Лиги 1. Основные мотивы разработчики эмблемы, разумеется, черпали из герба города. Давайте же разберемся, что к чему в этой сложной, но симпатичной композиции окситанцев.

Что означают лилии в верхней части щита, вы уже знаете – традиционный знак королевской власти во Франции. Животное, изображенное внизу эмблемы, имеет две трактовки. Самая популярная – агнец Божий, чем воплощается известный образ Иисуса Христа. Однако некоторые историки считают, что корни этого символа идут гораздо глубже. Под ним подразумевается также жертвенный баран, которого убивали во славу римского бога Юпитера. Учитывая сильное влияние римской культуры в Галлии, вполне правдоподобная теория. В то же время идее о христианской подоплёке она всё же не противоречит.

Здания по обе стороны композиции – наиболее культовые сооружения местности. Справа изображена базилика святого Сернина, строительство которой началось ещё в конце IV века (на фото). Сернин – изменённое на местный манер имя римского бога Сатурна, а аббатство Сен-Сернин является одним из древнейших во Франции. Нарисованная слева крепость подразумевает под собой замок в местечке Нарбонн недалеко от Тулузы.

Элемент между этими зданиями – знаменитый Лангедокский крест. По мнению ученых, он имеет очень древнее происхождение: считается, что таким знаменем обладали галльские племена ещё в III веке до нашей эры. Впервые в качестве официального символа местных графов он появляется в 1211 году, и с тех пор он изображался на всех гербах Тулузы (отчего иногда именуется как «тулузский крест»). Клубные цвета также имеют свою историю: фиолетовый был выбран в честь фиалок, активно выращиваемых в регионе с середины XIX века, а красный – следствие заимствования из герба.

«Кан»

Пересекаем Францию с юга на север и оказываемся в Нормандии, где главной футбольной достопримечательностью является «Кан». Сразу бросается в глаза некоторая футуристичность стиля эмблемы, принятой в 2016 году. И это неслучайно: ребрендинг связан с масштабной программой клуба «Mahlerbe 2020», нацеленной на радикальное обновление инфраструктуры и создание «нового лица» команды. С объявлением весной 2016 года о запуске программы миру был представлен и новый логотип, в котором самым примечательным моментом был изображённый викинг. Таким образом происходит отсылка к «норманнскому наследию»: именно этот воинственный народ, совершая разорительные набеги на берега франков, основал здесь герцогство Нормандия в 911 году. К тому же, слава викингов, бесстрашных и свирепых воинов, должна подчеркнуть и соответствующий дух команды.

Название клуба Mahlerbe косвенно связано с известным французским поэтом-классицистом XVII века Франсуа де Малербом. Созданный в 1913 году клуб «Кан» получился путём слияния двух других команд. Одной из них был коллектив, представлявший лицей Малерба – одно из престижнейших учебных заведений города. Сам же лицей назвал себя как раз в честь поэта, и таким образом название перекочевало в современный футбольный клуб.

Также одним из последствий этого объединения стала нынешняя форма «Кана»: вертикальные полосы перешли от команды лицея, а красно-синее сочетание – от главного на тот момент спортивного клуба города.

«Газелек» Аяччо

Вновь пересекаем страну романтики и круассанов и оказываемся на Корсике. Известный своими буйными «ультрас», а также тем, что в стане этой команды играл Исмаэль Бангура, местный «Газелек» определённо радует глаз своей красивой эмблемой.

Справа вверху изображён человек, взятый с флага Корсики. Это – главный символ острова в виде «головы мавра». Он присутствует также на эмблемах почти всех клубов с родственной Сардинии и служит центральным элементом еще одного корсиканского клуба «Аяччо». История его происхождения доподлинно неизвестна, поэтому существует несколько версий: 1) флаг имеет арагонское происхождение, так как на гербе Арагонского королевства (на фото) также изображён этот символ. Раньше на нём голова мавра представлялась отрубленной, а на глаза была надета та самая повязка, что в современном виде у него на лбу; 2) вторая версия связана с легендой, согласно которой в XIII веке один мавританский дворянин похитил молодую корсиканку. Когда его поймали, ему отрубили голову и насадили на пику (средневековая классика), что и получило отображение на флаге; 3) так изображён египетский святой Маврикий, который в христианской иконографии часто рисуется с тёмным цветом кожи. Он особенно почитался в Савойе и долине Роны, а географическая близость Корсики даёт предположить, что на острове также имелся его культ.

Слева вверху поместилось изображение герба города Аяччо. Два животных, что окружают колонну, символизируют собой грифонов. Появились они от генуэзцев, так как изначально город создавался как торговая колония морской республики Генуя, чем он и был первые десятилетия своего существования. К чему отсылает стоящая посередине колонна, достоверно сказать нельзя, однако, скорее всего, она также имеет итальянское происхождение. Аббревиатура GFCA обозначает официальное название клуба – Gazélec Football Club Ajaccio. Красно-синие цвета появились у команды от одного из коллективов, что были объединены в 1960 году для создания данной спортивной единицы.

«Лорьян»

Возвращаемся в Бретань и натыкаемся на симпатичную эмблему клуба, куда забредали Сейду Кейта, Венсан Абубакар и хорошо знакомый болельщикам «Спартака» Робсон. Сразу примечаем расположенную в центре логотипа рыбу. Так дизайнеры отобразили главный символ клуба – хека, от которого и произошло прозвище команды. Связано это с хорошо развитым рыбным промыслом бретонского портового города, а также популярностью именно этой рыбы в регионе. Характерно то, что Лорьян обязан своим основанием активному расширению французской Ост-Индской компании в первой половине XVII века.

Вверху изображён современный флаг региона, в который вошли традиционные для Бретани цвета, а также уже упоминавшийся нами символ горностая. Оранжевая клубная форма появилось в 1926 году благодаря жене тогдашнего президента команды Шарлотте Кюссар. Иначе этот окрас назывался «цветом танго», латиноамериканского танца, что в то время приобретал всё большую популярность во Франции. Многие игроки занимались танго, отчего решение взять именно этот цвет в качестве клубного вызвало лишь одобрение.

«Нанси»

Снова перебираемся в земли, которые служили яблоком раздора между Францией и Германией на протяжении XIX столетия. На этот раз выберем пунктом назначения Лотарингию и обратим внимание на эмблему местного «Нанси».

Главная часть эмблемы расположена в центре и представляет собой некий куст. Это – чертополох, главный символ лотарингских земель. Данное растение привнес сюда Рене Анжуйский, который был известен своей любовью к искусству и естественной природе. Живший во второй половине XV века, он способствовал активной посадке лесов и виноградников, а также занес сюда первые семена чертополоха. С тех пор территория Лотарингии стала буквально усеяна ими, вследствие чего он стал главным символом как региона и города, так и футбольной команды.

Итак, с командами топ-5 европейских первенств и более низших лиг этих стран покончено. В течение следующего раздела мы будем кочевать по всей Европе в поисках наиболее привлекательных представителей футбольной геральдики.

«Брондбю»

Отправимся к северо-востоку от Франции и осмотрим датскую спортивную сокровищницу. Здесь наиболее интересной нам показалась эмблема 10-кратного чемпиона Дании, где начинали Петер Шмейхель и Микаэль Лаудруп. Концепт логотипа практически полностью заимствован из герба города, поэтому сконцентрируем внимание на нём.

Довольно странно видеть в качестве главного символа города довольно обыденный колодец. Однако все становится легко объяснимым, если выяснить особенности городской истории. Дело в том, что исторически Брондбю делился на две части: западную и восточную. Фактически это были два отдельных города, объединённых в единый муниципалитет (как то случилось, например, с Будой и Пештом). Поэтому в средние века существовало два отдельных церковных прихода – западный и восточный. Именно они и отражены на эмблеме в качестве двух звёзд.

Что же до колодца, то он стал, как это ни странно, объектом, который объединял жителей двух городов. Ведь раньше жители двух поселений часто встречались друг с другом именно у колодца, что располагался на границе между западным и восточным Брондбю. Поскольку он был единственным источником воды, он стал самым популярным местом встречи. Пока вода набиралась, здесь общались, знакомились, интересовались делами друг друга. Так он стал главным символом этого маленького городка, а затем и представляющего его футбольного клуба.

«Андерлехт»

Бельгийским клубам в нашем списке отведено две позиции. И начнем мы с «Королевского спортивного клуба Андерлехт», как официально называется эта команда. Она может похвастаться не только выпуском целой плеяды талантливых футболистов, но и роскошной эмблемой.

Корону, что венчает логотип, команда получила в 1933 году после получения покровительства от правящей семьи Бельгии. Тогда же коллектив получил приставку «royal» (королевский) к своему названию. Аббревиатура SCA – дань памяти старому названию, которое расшифровывается как «Sporting Club Anderlechtois». Значение двух флагов по обе стороны от названия, думаем, пояснять не нужно.

Спустимся чуть ниже и увидим девиз клуба «Mens sana in corpore sano». Переводится сие латинское изречение очень известным выражением «В здоровом теле – здоровый дух». Нижняя часть – герб города Андерлехт. На нем изображен святой Гедеон, являющийся небесным покровителем поселения, живший в первой половине XI века и активно способствовавший распространению здесь католичества. Пурпурные мотивы в эмблеме и форме команды также отсылают к гербу, который заимствовал цвет из голландской национальной символики XIX века (что и понятно, поскольку до 1830 года бельгийские территории были частью Нидерландов). Что касается звезд, то они символизируют собой количество завоеванных чемпионств самым титулованным клубом Бельгии. Одна звезда включает в себя десять выигранных сезонов (сейчас «Андерлехт» — 34-кратный чемпион страны).

«Гент»

Клуб, в чьей футболке выступали Марк Дегриз, Николас Ломбертс и Брайан Руис, также обладает необычной эмблемой. Главный элемент ее – человек с перьями на голове, отчетливо напоминающий индейца.

Каким же образом коренной поселенец Америки оказался на логотипе бельгийского клуба? Оказывается, ответ до банального прост. На рубеже XIX-XX веков по Европе гастролировал знаменитый Баффало Билл, прославленный американский охотник на бизонов. Однако более известен он как организатор популярных зрелищ с участием ковбоев и индейцев. Старый Свет он посещал многократно на протяжении 30 лет, а его представления отпечатали в умах людей образы, которые до сих пор ассоциируются с понятием «Дикий Запад».

Однажды, на заре существования «Гента», Баффало посетил Бельгию. Его представление вызвало такой фурор в городе, где базировалась команда, что игроки и руководство не могли проигнорировать его. Впечатлённые представлением Уильяма Фредерика Коди болельщики часто приходили на матчи в костюмах индейцев, вследствие чего получили прозвище «De Buffalo», что крепко вошло в исторический образ команды. Поэтому индеец и является основным лейтмотивом эмблемы чемпиона Бельгии сезона 2014/2015.

«Аякс»

Не могли мы пройти мимо и голландского футбола, где наиболее симпатичной нам показалась эмблема одного из крутейших клубов в истории Нидерландов (если не самого крутейшего).

На ней изображён некий мифический персонаж, с которым непосредственно связано и название команды. Так основатели клуба, которые были студентами и явно вдохновились изучением истории, увековечили в футболе имя Аякса Великого, персонажа древнегреческой мифологии. Он является одним из героев в произведении знаменитого поэта Гомера, посвященном осаде Трои. Там под его именем вырисовывается образ «прекраснейшего и храбрейшего из греков после Ахилла», героически проявлявшего себя во время осады города на холме Гиссарлык. Также он был совершенным атлетом, легко обыгрывая своих соперников в состязаниях по бегу и борьбе.

К сожалению, кончина его трагична: Аякс покончил жизнь самоубийством после того, как проиграл суд за право обладания мечом Ахилла после его смерти. Впавший в безумие великий воин не смог справиться с горем по поводу утраты столь важной регалии того времени. По легенде, после этого он «превратился в цветок, похожий на гиацинт».

«Бенфика»

На какое-то время мы задержимся и в Португалии. Местная геральдика весьма любопытна и подарила немало интересных композиций футбольным клубам.

Окружность, в которую интегрирован красно-белый щит, представляет собой не что иное, как велосипедное колесо. Так дизайнеры отразили велоспорт, благодаря которому клуб начал своё существование – изначально он основывался как собрание любителей гонок на двухколёсном транспорте. Щит выкрашен в красно-белый цвет, ставший также основным для формы команды. По задумке авторов, так были отображены радость и бодрость, что приносят спортивные соревнования каждому члену клуба. Орёл, что подарил команде соответствующее прозвище, отсылает нас к таким качествам духа клуба, как благородство, независимость и авторитет. Однако исторического контекста здесь искать не стоит: птица не связана ни с гербом города, ни с какой-то аллюзией к Римской империи.

На красно-зеленом полотне, символизирующем принадлежность «Бенфики» к португальской земле, отображён девиз клуба «E pluribus unum». Данное латинское изречение принадлежит Цицерону и дословно переводится как «Из многих – единое». Известно, что эта цитата используется на гербе Соединённых Штатов, а в футбольном контексте оно должно было подчеркнуть единство лиссабонского коллектива. Аббревиатура в самом центре логотипа над стилизованным под первую половину XX века мячом расшифровывается как Sport Lisboa e Benfica – именно так полностью именуется клуб. Само название Бенфика связано с районом Лиссабона, в котором была основана команда.

«Порту»

Теперь перейдем к главному сопернику любого лиссабонского клуба, а именно к команде из второго города Португалии. Как вы можете заметить, композиция его логотипа довольно сложная, вследствие чего она также нашла свое место в нашем списке.

Обратите внимание на центральную часть эмблемы. В ней сосредоточены самые главные элементы современной геральдики как самого города, так и страны в целом. Справа вверху и слева внизу нашёл своё отражение герб Порту. На нем изображена Дева Мария с младенцем Иисусом, которая считается главной покровительницей поселения. Её образ стал очень популярен в годы Реконкисты, когда христианская вера стала лейтмотивом в борьбе против мавров. Две крепости, расположенные по обе стороны Богородицы, означают исторически сложившиеся две части города, которые разделены рекой Дуэро. На правом берегу была основная часть поселения, защищённая стеной, в то время как на противоположном берегу были передовые боевые укрепления города. Белое знамя, удерживаемое двумя фигурами, расположенными на крепостях, отсылает к древнему знамени Порту. Раньше они были увенчаны надписью «Civitas Virginis», что означает «Город целомудрия».

Слева вверху и справа внизу изображен герб Португалии. Пять щитов символизируют пять ран Иисуса Христа, полученные во время распятия. Национальное предание гласит, что появление такого национального символа связано с битвой при Оурике. В 1139 году возле этого местечка произошло грандиозное сражение между португальцами и превосходящими численностью арабами, в ходе которой последние были наголову разбиты. Говорят, что перед битвой к графу Афонсу Энрикешу (в будущем, королю Афонсу I) явился старый отшельник, который представился посланником Божьим. Он возвестил аристократа о том, что Бог следит за ними, а также дал совет, благодаря которому над иноверцами была одержана победа. Так из этой легенды и «чуда при Оурике» родилась португальская национальная идея, основанная на божественном покровительстве деяниям этой нации.

Данная композиция в центре эмблемы окружена сплетением башен и венков, который удерживают некий символ, похожий на звезду. Это – знак древнейшего португальского рыцарского Ордена Башни и Меча. Он был создан в 1459 году королём Афонсу V для португальских рыцарей, участвовавших в крестовых походах. Его название связано с древней легендой, которая гласит: «В столице Мавритании, городе Фесе, была башня, в центре которой в пол был утоплен до половины меч, и было сказано, что этот меч возьмет принц, и победит им врагов, и в тот день возьмёт он под свою руку весь регион и империю». Сам Орден существует до сих пор, и его наградой одарён ряд португальских городов, в том числе и Порту.

Последнее, что заслуживает внимания в эмблеме «Порту» — расположившийся в короне зеленый дракон, откуда и происходит главное прозвище команды, а также название местного стадиона. Он взят со старого герба города, а надпись на красной ленте Invicta буквально переводится с латинского как «непобеждённая». Сердце в самом центре эмблемы в данном случае не имеет религиозного подтекста, как было у «Хетафе», а просто отражает ту любовь, что царит внутри коллектива.

«Шавиш»

Красивый логотип и у португальского клуба, где рос как тренер недавно вернувшийся в «Монако» Леонарду Жардим. На самом деле, эмблема «флавианцев», во многом заимствованная из герба одноимённого города, имеет весьма небанальное происхождение.

Наиболее загадочная часть логотипа – два перекрещённых ключа в центре эмблемы. Их появление в местной геральдике становится ясным после буквального перевода названия Chaves, что с португальского как раз и означает «ключи». Этимология, возможно, названия кроется в старом наименовании поселения – «воды Флавия». Местность вокруг города знаменита именно своими термальными источниками, к которым приезжают туристы для оздоровительных процедур. Иначе говоря, они приезжают искупаться в горячих ключах. Уловили связь? Правда, эта гипотеза работает лишь в условиях русского языка, и совершенно не оправдывается лексикологией романских.

Крепость в верхней части эмблемы символизирует особенность истории Шавиша. Вследствие того, что город находился на границе королевства в средневековую эпоху, он был очень уязвим для иноземных вторжений. Поэтому город особенно мощно укрепляли, обставляя стенами и крепостями. Что касается нижней части логотипа, то на ней изображена местная достопримечательность в виде моста Траяна – древнего сооружения, появившегося во II веке. Этим самым подчеркивается римское наследие, которое, как вы могли заметить, является важным элементом исторической памяти Шавиша. Аббревиатура GDC расшифровывается как Grupo Desportivo de Chaves – так официально именуются «флавианцы».

«Витория» Гимарайнш

Человек, изображённый на эмблеме клуба, за который выступал нынешний наставник Южной Кореи Паулу Бенту, является культовой фигурой для всей португальской истории. Создатели логотипа явно вдохновились одной из главных достопримечательностей города – а именно статуей основателя португальской государственности Афонсу Энрикеша (на фото).

Чтобы понять, кто именно изображён на эмблеме, далеко ходить не надо. Достаточно выяснить название стадиона, которое носит имя прославленного графа. Сам город, откуда происходит команда, является «колыбелью» Португалии. Считается, что именно здесь родился человек, который превратит графство Порту Кале, раскинувшееся на просторах между реками Минью и Дуэро в королевство Португалия. До сих пор сохранилась и крепость на Святом холме, где в 1100 году будущий Афонсу I появился на свет.

Чёрно-белые цвета клуба также имеют определённый символизм. Так руководители клуба стремились отразить своё негативное отношение к расизму. В это сочетание закладывалась идея, что в этой команде будут рады каждому человеку, вне зависимости от его цвета кожи.

«Динамо» Бухарест

Насытившись португальской футбольной геральдикой, отправляемся на родину знаменитого графа Дракулы. Столица Румынии – главный спортивный центр страны, где были созданы два самых титулованных клуба нации. И эмблема одного из них, бухарестского «Динамо», привлекла наше внимание.

Свой нынешний логотип команда получила в 2004 году. О чем же говорят два красных пса, что являются ключевой частью эмблемы? Нет, Валерий Георгиевич не имеет к бухарестскому коллективу никакого отношения. Хотя эмблема и связана косвенно с одним из бывших игроков команды.

Речь о легендарной для клуба личности Иона Нунвайллера. В качестве игрока он 14 лет посвятил родному коллективу, с которым пять раз становился чемпионом страны. Одержать победу в национальном первенстве ему удалось и в качестве наставника «Динамо», причем, в первом же сезоне в этой роли. Легенда румынского футбола 1960-х имела прозвище «красный пес», так как в пылу борьбы у рыжеволосого футболиста лицо наливалось кровью. Впоследствии болельщики стали ассоциировать себя именно с этим прозвищем. В 1998 оно получило отражение в виде двух красных псов на эмблеме: два их потому, что вместе с Ионом играл его брат, Ликэ Нунвайллер.

Звезда на вершине логотипа символизирует то, что «Динамо» 10 раз становилось чемпионом Румынии. К слову, до получения второй звезды им осталось лишь дважды выиграть национальное первенство.

«Фенербахче»

В данный момент эта команда переживает не лучшие времена, но исторически «желтые канарейки» — один из самых успешных и популярных клубов Турции. Обойти стороной их логотип мы не смогли. Так что же значит эмблема соперника «Зенита» по 1/16 финала Лиги Европы?

Листья в центре эмблемы – главный элемент композиции. Таким образом клуб символизирует свою мощь и силу, поскольку в эту часть вложена отсылка к могучим дубам. Задумка принадлежит Хикмету Топузеру, футболисту «Фенербахче», который играл за клуб в 1909-1915 гг.

Он же и разработал концепт основных цветов клуба. Желтый появился на форме после того, как игроки вдохновились красотой нарциссов, чьими ростками было усеяно пространство вокруг Румелийского маяка (на фото выше). Символично, что само название также относится к этой местности: с турецкого fener переводится как «маяк», а bahçe – «сад», то есть, россыпь этих самых желтых цветков. Синий цвет добавил сам Топузер, а бело-красные мотивы в эмблеме отсылают нас к национальному флагу Турции. Также в культурном коде клуба белый интерпретируется как символ чистоты и раскрытого сердца, а красный означает любовь и преданность клубу.

«Хиберниан»

Стремительно по диагонали пересекаем весь Старый Свет и оказываемся в Шотландии. Для шотландского футбола мы раскошелились аж на две позиции своего списка. И первой мы рассмотрим команду, куда на закате карьеры приезжал сам Джордж Бест.

Слева вверху мы видим арфу – традиционный кельтский инструмент. Правда, в Шотландии он, в основном, ассоциируется с Ирландией. Часто местная футбольная общественность противилась наличию любых символов, хоть как-то связанных с бунтующим против Соединенного Королевства государством. Поэтому на некоторых эмблемах «Хиберниана» она отсутствовала, хотя сам клуб был основан ирландцами.

Корабль должен подчеркивать развитую морскую традицию шотландской столицы, располагающейся на берегу Северного моря. Нижняя часть эмблемы посвящена культовому сооружению города – Эдинбургскому замку. Первое упоминание этой крепости, являющейся сердцем города, относится к 1139 году, хотя существуют сведения, что она была построена раньше. На протяжении всей истории замок считался «ключом к Шотландии», поэтому данный символ, разумеется, добавили и в эмблему клуба, взяв его из герба (на фото).

Бело-зеленые цвета клуба – предмет давнего спора между «Хибернианом» и располагающимся в соперничающем Глазго «Селтиком». Главный вопрос дискуссии – кто у кого украл такую расцветку? Разумеется, каждый отстаивает свою точку зрения. Фанаты «Хиберниана», например, указывают на то, что это сочетание было принято клубом с момента его основания, в 1875 году, а «Селтик» как футбольная команда появилась на 13 лет позже.

«Мазеруэлл»

За чертой столицы Шотландии наиболее интересным показалась эмблема «Мазеруэлла», шотландского коллектива, чьи лучшие годы остались в далёких 1930-х.

Интересно, что логотип клуба не имеет никаких пересечений с гербом родного города. Здесь взят иной символический компонент, связанный с основной деятельностью жителей города. В Шотландии Мазеруэлл был известен прежде всего как город с высоко развитой сталелитейной промышленностью. Неофициально его называли «городом стали» (Steelopolis), который был главным поставщиком металла для всей страны. Это отражено как в прозвищах команды (the Steelmen, the Dossers), так и в логотипе клуба.

Внизу на нем изображён знаменитый Motherwell Ravenscraig. Он был крупнейшим сталепрокатным заводом не только в стране, но и во всей Западной Европе. С 1992 года он закрыт, однако является главной ассоциацией с местной футбольной командой. Что касается елей в верхней части эмблемы, то они получили свое место вследствие названия родного стадиона «Фир Парк» (Fir переводится как «ель»).

«Копенгаген»

Возвращаемся на родину Ганса Христиана Андерсена, чтобы пробежаться по эмблеме относительно молодого, но уже довольно титулованного и известного клуба.

Хотя она действительно красивая и в чём-то величественная, сложностью рисунка этому логотипу сложно поразить. За основу эмблемы взята знаменитая скульптурная достопримечательность города – Идштедтский лев (на фото ниже). Поставлен он был в память о солдатах, павших в битве при Идштедте в 1850 году в рамках датско-прусской войны 1848-1850 гг. Сам конфликт закончился победой Дании и присоединением территории Шлезвига и Гольштейна к землям королевства.

Сам же лев, возведенный в 1862 году, в Копенгагене простоял недолго. Следующий раунд противостояния Дании и Пруссии остался уже за последними, и те вывезли скульптуру в Берлин. Возвращение в Данию и последующая установка в Копенгагене произошла уже после Второй мировой войны.

«АЕК»

Захватывая Грецию, мы решили остановить свой взгляд на команде, что недавно свергла устоявшуюся до этого гегемонию «Олимпиакоса». Сложностью логотип афинского коллектива не отличается, однако на нем имеется важный для истории Греции символ.

Полагаю, вы его уже узнали хотя бы потому, что читали наш предыдущий материал. На эмблему попал флаг Византийской империи, одного из ярчайших периодов греческой истории. Орёл же появился на знамени этого государства, так как Византия с самого начала своего существования стремилась подчеркнуть свою преемственность с Римом. Да и, откровенно говоря, начала-то у Византии никакого и не было. То, что мы называем Византийской империей, сами византийцы считали Римским государством. Сами себя они называли «ромеями», эллинизированным вариантом слова «римляне». Сама же Византия появилась после раскола Римской империи на западную и восточную части – последняя так и просуществовала до 1453 года практически в неизменном виде.

Двуглавым орел стал чуть позже вследствие стремления императоров подчеркнуть формальное равенство светской (государство) и духовной (церковь) властей в так называемой «симфонии». В 1924 году герб Византии отправился на эмблему «АЕКа».

Благодарим вас за прочтение! Подписывайтесь и ставьте плюсы! Не забывайте и о нашей группе ВК, где мы продолжаем анализировать проходящий Азиаль! В следующей части мы оставим забугорные страны и посмотрим, насколько развита отечественная футбольная геральдика!

Автор