Этот «Ливерпуль» похож на «Манчестер Юнайтед» при Фергюсоне. Клопп стал прагматиком

Его команда умеет все.

Сначала Клопп строил в «Ливерпуле» что-то похожее на раннюю «Боруссию», которая создавала много моментов через высокий прессинг и контрпрессинг. В отличие от Дортмунда, такой «Ливерпуль» столкнулся со множеством проблем: защита оказывалась уязвима, если соперники проходили первую линию прессинга, а в атаке никак не выгорали хорошие моменты с игры. Из-за невзрачного футбола поползли стереотипы о том, что «Ливерпуль» не умеет атаковать (потому что слабо вскрывает автобусы) и защищаться (потому что много пропускает).

Со временем Клопп частично отказался от дортмундских принципов, а «Ливерпуль» эволюционировал: теперь команда меньше прессингует и больше полагается на концепции позиционного футбола. Насколько мощно прибавил «Ливерпуль», было видно еще в прошлом сезоне: по всем доступным метрикам, кроме очков (ожидаемые голы, ожидаемые очки, разница между ожидаемыми голами и допущенными ожидаемыми голами), команда Клоппа была второй в АПЛ, сразу после рекордного «Сити». И уже тогда было заметно, насколько «Ливерпуль» похож на «Сити» в позиционных атаках. В межсезонье это отметил даже Гвардиола в эфире Monday Night Football.

Если коротко, то позиционный футбол Клоппа отличается от футбола Гвардиолы тремя крупными пунктами:

• там, где у «Ливерпуля» находятся Мане и Салах, у «Сити» играют восьмерки (центральные полузащитники);

• за ширину у Клоппа ответственны крайние защитники, а у Пепа – вингеры;

• за предотвращение контратак – восьмерки у Клоппа и крайние защитники у Гвардиолы.

Однако в этом сезоне «Ливерпуль» приблизился даже не к «Сити», а к «Юнайтед» сэра Алекса Фергюсона.

Современная история «МЮ» практически полностью принадлежит эпохе Фергюсона, который отказывался от догматичной клубной философии в пользу результата и побед. Единственная философия, которую он прививал «Юнайтед» все 26 лет, – философия побеждать. Его лучшие команды отличались тремя ключевыми характеристиками: гибкость (то есть способность перестраиваться в разные формации), умение играть в разный футбол и невероятная прагматичность.

Именно это сделало Фергюсона особенным.

Постоянная смена схем

Майкл Кокс из ESPN в недавней колонке про нового тренера «Манчестер Юнайтед» задался несколькими вопросами: «Какой именно «Юнайтед» нужно строить Сульшеру или его преемнику, чтобы удовлетворять традициям клуба? Скоростную 4-4-1-1 из ранних годов АПЛ? Или 4-4-2, основанную на владении мячом с большим количеством кроссов, которая помогла взять требл-1999? Или, может, 4-5-1, как в начале нулевых?» Это разумные и логичные вопросы Сульшеру, но они очень здорово подчеркивают и то, чего достиг Фергюсон: в каждом новом чемпионате его команды играли в принципиально новый футбол, используя совершенно разные стили и схемы.

Максимально гибкий состав «Манчестер Юнайтед»-2006-2009 выиграл практически все и при этом играл эффектно. Это была, пожалуй, лучшая попытка Фергюсона, который вовремя подстроился под доминирование атакующих моделей. В начале нулевых и до сезона-2006/07 «Юнайтед» предпочитал 4-4-2, а затем перешел на схему 4-5-1 с ван Нистелроем в роли единственного нападающего. После ухода голландца Фергюсон подписал Тевеса и в итоге получил одну из самых сокрушительных команд в истории АПЛ. В тот период клуб трижды выиграл лигу, но лучшим, наверное, получился сезон-2007/08: «Юнайтед» выиграл Лигу чемпионов с уникальной тройкой Роналду-Руни-Тевес, где не было номинального центрфорварда и все могли меняться зонами. Центр поля забетонировали Кэррик и Скоулз, в обороне играли Видич и Фердинанд, вратарь – Эдвин ван дер Сар, который через сезон побил рекорд по продолжительности сухой серии в чемпионате.

Местами «Юнайтед» выглядел как 4-3-3, иногда это были 4-4-2, главное – это была гибкая и самая вариативная команда из тех, что строил Фергюсон. Они одинаково уверенно оборонялись и устраивали лютое шоу в атаке.

 

Расположение игроков «МЮ» в схемах 4-3-3 и 4-4-2 в сезоне-2007/08.

Клопп в этом году и Фергюсон перед сезоном-2007/08 решали похожие задачи: как разместить трех атакующих игроков без ярко выраженного центрфорварда и при этом не утратить баланс. Решения оказались похожими. Фергюсон использовал 4-5-1 с Роналду на острие, которому позволялось смещаться на фланги, освобождая зоны для Руни, Пака, и Тевеса (иногда в зависимости от ситуации место Тевеса или Пака мог занимать Андерсон). Лучшее доказательство эффективности такого хода – первый четвертьфинальный матч ЛЧ-2007/08:«Юнайтед» выиграл у «Ромы» 2:0, играя 4-3-3, которая иногда больше напоминала современную 4-2-3-1 (в атаке Роналду мог смещаться на один из флангов, а его зону заполнял Руни или игравший справа Пак).

Клопп для решения проблемы использует 4-2-3-1, где похожие роли играют Салах, Фирмино, Мане и Шакири. Номинальный нападающий Салах смещается правее, освобождая зоны для любого из атакующих игроков. При этом команда легко может перестроиться и в 4-3-3, где Фирмино будет ложной девяткой, а его зону будет заполнять смещающийся в центр Салах.

Сегодняшний «Ливерпуль» близок к многосторонности того «Юнайтед» еще и потому, что иногда меняет формации несколько раз за матч (например, с «Црвеной Звездой» на выезде (2:0) – «Ливерпуль» начал матч в схеме 4-3-3, затем перешел на 4-2-3-1, а заканчивал по 4-2-2-2).

До декабря Клопп выбирал между 4-3-3 с Хендерсоном, Милнером и Вейналдумом в тройке полузащитников и 4-2-3-1 с Фабиньо в двойном пивоте. Первая формация позволяла команде лучше прессинговать, вторая – лучше вскрывать низкие обороны соперника. К середине ноября подобный формат себя исчерпал, и Юрген уже использовал немного другую версию 4-2-3-1: в атаке один из вингеров смещается в центр, чтобы команда получила численное преимущество, а в итоге схема напоминает скорее 4-3-3 с одним выдвинутым правым центральным полузащитником. Как и «Юнайтед» при Фергюсоне, этот «Ливерпуль» крепко обороняется, но при этом играет в атакующий футбол: наименьшее количество пропущенных в АПЛ и второе место в лиге по ожидаемым и реальным голам.

 

«Ливерпуль» в схемах 4-2-3-1 и 4-3-3 в начале этого сезона.

«Ливерпуль» очень гибок, и в этом заключается генеральная проблема соперников: зачастую они не знают, к какому именно «Ливерпулю» готовиться. Так случилось, например, с Жозе Моуринью. В матче против Клоппа он выбрал схему с пятью защитниками, которая должна была нейтрализовать 4-3-3 соперника, практикуемую в матчах против больших команд. Но Юрген неожиданно выставил 4-2-3-1, что позволило ему легко проходить центр поля из-за численного преимущества. В итоге Клопп легко победил, обновил рекорд по количеству ударов по воротам соперника в АПЛ.

Умение играть в разный футбол

Фергюсон отлично понимал, как важно иметь запасной план на случай, если основной не работает. Его команды легко переключались между стилями и схемами, позволяя шотландцу выбирать максимально эффективную стратегию. В современном футболе идея плана Б устарела: по ходу игры топ-тренеры предпочитают лишь корректировать первоначальный замысел. Точнее всех об этом высказался Гвардиола: «Тренер всегда имеет два варианта: искать план Б или улучшать план А. Я верю в постоянное улучшение основной идеи. Меняться должны только мелкие детали. Если план Б – это играть дальними передачами, отдать мяч и контратаковать, то у меня никогда не будет плана Б». В этом ключевое отличие Фергюсона от любого топ-тренера нового времени – в современном футболе философия стоит выше результата, в то время как Фергюсон предпочитал результат.

Все тот же Майкл Кокс в книге The Mixer отмечает, насколько разными были команды Фергюсона: в зависимости от настроения и задач они были быстрыми или медленными, физически сильными или техничными. Фергюсон менял схемы, игроков и стили, постоянно перестраивал команду – эта многопрофильность помогала собирать очки даже в тех в играх, где команда выглядела недостаточно хорошо.

Не менее важно, что команда перестраивалась даже на большой дистанции по ходу сезона. Если «Юнайтед» надо было атаковать – они могли атаковать всю игру, если необходимо было защищаться – они защищались, если нужно было контратаковать – всегда находились игроки, которые могли и это. Особенно хорошо эту особенность команды Фергюсона описал английский журналист Роб Смит, подводя итоги проигранного матча против «Реала» в 2000 году: «До того поражения Фергюсон в Лиге чемпионов заставлял своих игроков забивать на один больше, чем соперники; после – пропускать на один меньше». Если в Англии «Юнайтед» продолжал играть в яркий, атакующий футбол, то против больших европейских команд Фергюсон нередко застегивался.

«Ливерпуль» в этом году тоже демонстрирует стилистическое разнообразие: команда может лучше всех в лиге прессинговать, выпуская в центре Хендерсона, Милнера и Вейналдума в схеме 4-3-3; может занять более оборонительную позицию с помощью 4-4-2 ромб; может играть в контратакующий футбол с помощью 4-5-1 с Салахом на острие атаки; может быть сверхатакующей при 4-2-3-1 для вскрытия низкой обороны соперника. Понятно, что общие принципы позиционного футбола работают в каждой формации, но любая делает «Ливерпуль» точнее и опаснее в отдельном компоненте. Больше в АПЛ такого нет ни у кого, даже у «Сити».

«Ливерпуль» разнообразен еще и потому, что у него нет доминантной зоны строительства атак: он может продвигаться через фланги, задействуя крайних защитников, и через центр, используя Фабиньо в роли глубокого плеймейкера и Фирмино как десятку. С одинаковой эффективностью работают длинные забросы, короткий пас или кроссы. При этом непонятно, какой из флангов грознее – очевидно, что «Ливерпуль» чаще атакует через правый фланг, где располагается Салах, но следом за ним по голевым передачам идет левый защитник Робертсон.

Как итог – стилистически «Ливерпуль» свободнее любой другой команды из топ-6 АПЛ. Голы равномерно распределены по всем типам атак – у «Сити» так не получается.

«Ливерпуль» теперь иначе реагирует на ситуацию на поле. Это заметно по статистике прессинга. Если раньше мерсисайдцы усиливали давление, когда начинали побеждать (что немного странно), то теперь наоборот – отключают прессинг после второго гола. Учитывая, что в этом сезоне «Ливерпуль» лишь дважды пропустил больше одного мяча (против «Сити» и «Пэлас»), это вполне логично:

По вертикали – среднее количество прессинг-действий в минуту. По горизонтали – 5 игровых ситуаций, в которых оказывается команда по ходу игры: ничья, лидерство в 1 гол, в 2 гола, в 3+ голов и отставание. Красным цветом – нынешний сезон, желтым – 2017/18, зеленым – 2016/17.

Теперь «Ливерпуль» использует то, что эффективно, а не то, что эффектно. Это стало возможно только после внутренней перестройки Клоппа: хеви-метал включается лишь тогда, когда ему это нужно, и теперь звучит на «Энфилде» почти так же часто, как классическая музыка тики-таки.

Клопп стал прагматичнее, и в этом еще одно пересечение его команды с «Манчестер Юнайтед» Фергюсона. 

Прагматичность

В сезоне-2010/11 Фергюсон построил самый строгий «Юнайтед» в современной истории. Команда не проигрывала до февраля, но добилась этого настолько оборонительным стилем, что британские газеты называли их «неубедительными» (Unconvincibles – по аналогии с Invinsibles, как называли непобедимый «Арсенал» Венгера-2003/2004). В конце того сезона «Манчестер Юнайтед» выиграл АПЛ и дошел до финала Лиги чемпионов.

Не стесняется похожих моментов и «Ливерпуль». Он теперь намного чаще побеждает с разницей в один мяч.

«Ливерпуль» за весь сезон-2017/18 одержал всего на две победы больше, чем сейчас к концу января (впереди почти половина сезона). И большая часть побед-2018/19 – с маленькой разницей мячей. Здесь опять легкое сходство с фергюсоновским «Юнайтед»: в последний сезон в клубе шотландец стал чемпионом, победив с разницей в один мяч 16 раз из 28.

Год назад Клопп говорил, что команде нужно научиться побеждать, когда игра не идет: «Играя плохо, мы обычно проигрываем. А когда играем хорошо, выигрываем. К сожалению, играть хорошо всегда невозможно, поэтому мы должны научиться побеждать уродливо в ситуациях, когда игра не идет». Прагматичная чемпионская формула.

Январский матч с «Брайтоном» (1:0) отлично подтверждает эту теорию: «Ливерпуль» смотрелся плохо, но забил с пенальти, а после этого играл более закрыто и полностью контролировал ситуацию. Прежде этого не хватало: после забитого мяча команда нередко продолжала атаковать, и иногда это заканчивалось контратаками и пропущенными голами.

Итог: «Ливерпуль» практически перестал терять очки там, где оступался год назад.

Левая таблица: «Ливерпуль» в сезонах-2017/18 и 2018/19 и их результаты против одних и тех же соперников, а также изменение набранных очков по сравнению с теми же матчами прошлого года. Правая таблица: очки клуба и позиция в чемпионате в двух сезонах.

При всей прагматичности, Фергюсон и Клопп никогда не отнимали у игроков свободу и возможность получать удовольствие. Эрик Кантона вспоминает: «Фергюсон был мастером в плане психологии. Выходя на игру, мы были свободны. Мы могли играть в футбол так, как хотели». Клопп ничем не отличается. Он постоянно отмечает, что хочет, чтобы футболисты наслаждались своей игрой. После матча в первом круге Маурицио Сарри вспоминал: «За десять минут до конца я увидел, что Клопп на меня смотрит. Я спросил его, почему он улыбается. «Разве тебе не весело?» – спросил Клопп. Я ответил, что очень, и он сказал, что ему тоже. В этот момент его команда проигрывала».

***

Смена стилей и прагматичность не гарантируют титул – такого не было ни во времена «МЮ», ни тем более сейчас. Но это огромный шаг в нужном направлении.

Клопп действительно крутой. Очень сложно так сильно меняться самому и трансформировать команду за такой короткий срок. Еще сложнее заставлять такие команды выигрывать. Кажется, Клоппу удалось и то и другое. Впервые после ухода Фергюсона в АПЛ появилась команда, так похожая на его «Манчестер».

В январе 2016-го Клоппа спросили, что он думает о Фергюсоне и его достижениях. Немец на несколько секунд задумался, а затем в привычной манере пошутил: «Может, он величайший тренер в истории вроде Джона Леннона от футбола. Никому не удастся достичь того, что сделал он».

Юрген прав: вряд ли кто-то повторит достижения Фергюсона. Но сейчас кажется, что Клопп ближе других подобрался к стилю великого шотландца.

Фото: Gettyima ges.ru/Julian Finney, Stu Forster, Alex Livese, Michael Regan, Jan Kruger / Stringer

Автор