«Экономика и жизнь», йогурт Ehrmann, пиво Holsten, «Газпром» в «Спартаке» – титульные спонсоры российских клубов 1990-х

1990-е годы годы для российского футбола – крайне противоречивое время. Ужасные поляны не мешали футболистам забивать шедевральные голы, абсурдные судейские скандалы не являлись препятствием для успехов провинциальных клубов, победы над грандами европейского футбола соседствовали с поражениями от «Кошице», тбилисского «Динамо» и «Ференцвароша», а выходы в полуфинал еврокубков – с вылетами из Кубка Интертото.

А когда команды рубились за золото Stimorol-чемпионата России и боролись за главный трофей Magna-Кубка России, спонсоры клубов просто не могли не соответствовать времени.

После распада СССР руководители московского «Динамо» мечтали о былом величии клуба. Видимо, Николай Толстых брал за ориентир «Парму», которая завоевала 4 еврокубковых трофея в 1990-е. Иначе чем еще объяснить выбор титульного спонсора? Кстати, в начале 2000-х итальянская корпорация по производству молочных продуктов Parmalat пережила процедуру банкротства, и вместе с этим закончились успешные времена «Пармы».

Но любители футбола ассоциируют «Динамо» последнего десятилетия XX века исключительно с еженедельной газетой «Экономика и жизнь». И с Лаки Изибором, конечно, тоже.

С молочкой дружил и раменский «Сатурн». Кто знает, может именно йогурты Ehrmann давали 38-летнему Сергею Наталушко силы оформлять хет-трик в высшей лиге.

С молочными продуктами отлично идет сладкое. «Россия – щедрая душа»: этот слоган шоколадной фабрики «Россия» в Самаре знали очень хорошо.

Но сладкая жизнь – это не про «Крылья Советов» 1990-х годов. Залихватская атакующая игра, лидирующие позиции в чемпионате и регулярные аншлаги на «Металлурге»: все это пришло в Самару вместе с металлургическим гигантом.

 Чуть выше по течению Волги было не так все радостно. Титульным спонсором нижегородского «Локомотива» выступала брокерская фирма «Церих». Денег в сезоне 2000 года в клубе не было от слова «совсем». 

А ранее «Локомотив» жил за счет тех, кого и должен был: первых бразильцев в истории российского футбола финансировали налогоплательщики структуры Горьковской железной дороги.

В 1993 году футболисты московского «Торпедо» завоевали Кубок России – последний на данный момент трофей в истории клуба (первое место в третьем дивизионе-2009 и ПФЛ-2010 не считаем). Сколько ящиков немецкого пива Holsten ушло на наполнение трофея, неизвестно.

Недоброжелатели до сих пор называют чемпионство «Алании» 1995 года «водочным»: якобы золото подопечных Валерия Газзаева обеспечил «черный нал», стекавшийся в клуб с многочисленных ликеро-водочных производств Северной Осетии. На майках владикавказцев дельцы алкогольного бизнеса мелькнули в 1999 году: Георгий Деметрадзе забил 22 гола в футболке с рекламой спиртового завода «Изумруд».

Возможно, вы удивитесь, но в середине 1990-х годов «Зенит» не ассоциировался с «Газпром». Недолгое время на груди у футболистов из Северной столицы красовалась минималистичная надпись Adidas

А в 1996 году одним из главных спонсоров «Зенита» являлась пивоваренная компания «Балтика». Надувные бутылки пива огромного размера по углам стадиона «Петровский» помнят все, кто следил за за трансляциями из Санкт-Петербурга в том сезоне.

А «Газпром» в то время был занят другой командой. Государственная компания через свое дочернее предприятие спонсировала московский «Спартак». Шах и мат!

А вообще большая часть футболок российских клубов высшей лиги 1990-х годов выглядела вот так. Сейчас это называют модными терминами «винтаж» и «олдскул».

«Динамо» (Ставрополь)-1992

«Океан» (Находка)-1992

«Асмарал»-1993

«Уралмаш»-1994

«Тюмень» и «Факел»-1997

ЦСКА-1998

Еще больше олдскула в ВК, Ютубе и Телеграме!

Автор