Алена Заварзина будет учиться в Лондоне. Она кайфует от дизайна, даже делала мерч для сборной

Она рассказала нам, как изменить жизнь в 29 лет.

Вы точно помните Заварзину по Олимпиаде в Сочи: Алена взяла бронзу в параллельном гигантском слаломе, а через несколько минут ее муж – американец с российским гражданством Вик Уайлд – выиграл золото в той же дисциплине у мужчин.

Заварзина была главной сноубордисткой страны (победы на чемпионате мира, этапах Кубка мира и Европы), но в августе 2018-го неожиданно завершила карьеру и разнесла спортивных чиновников. «В общем, я не сильно нужна российскому спорту, – стрельнула девушка. – Поэтому я подумала, что вселенная говорит мне, что пора заканчивать с этим. Три месяца я была в прострации и депрессии, потому что не знала, что делать дальше. Понимала только, что связывать свое будущее со структурой спорта я не хочу. Эта структура выбила из меня весь дух».

Но теперь все изменилось. В начале декабря Алена поступила в самый знаменитый в мире колледж дизайна – Central Saint Martins, который входит в Лондонский университет искусств.

Мы поговорили с Заварзиной, чтобы узнать: как радикально изменить жизнь и не испугаться.

Любовь к рисованию и мечты об Оксфорде

– В детстве я хотела быть кем угодно, только не спортсменом. Не считала это профессией. Я росла в 90-е и не видела занятий, которыми хотелось увлечься: родители нашего поколения редко работали по специальности. Они заканчивали университеты, но распределения по местам не происходило – тогда они переучивались на других специалистов вроде бухгалтеров. Родителей – они инженеры-оптики с красными дипломами – я никогда не видела в профессии. Шла перестройка, все мутили какие-то дела, никто не работал в проектных учреждениях. Мама была бухгалтером, папа – директором кирпичного завода.

Я не знала ни адвокатов, ни врачей. Модных сегодня пиарщиков, маркетологов и программистов почти не было. Я слабо знала настоящие профессии и могла задуматься только об одном – о творчестве.

Очень любила рисовать, занималась этим каждый день. С 10 до 15 лет ходила в изостудию при картинной галерее в Новосибирске. Это нельзя назвать художественной школой: там не было классических классов, которые затем помогают поступить в художественный ВУЗ. Просто студия, куда приходишь и пишешь картины на разные темы. Занималась дважды в неделю, и меня никто не ограничивал. Но всерьез о рисовании я не думала – относилась как к хобби. Поступать в художественный ВУЗ я точно не хотела, потому что смотрела на жизнь более прагматично.

Изначально я вообще хотела попасть в Оксфорд. В первом классе учительница по математике сказала: в Англии есть замечательный университет, где учатся самые умные дети в мире, но поступить туда очень сложно. Затем достала сувенир оттуда – маленький поролоновый мозг – и добавила, что он достанется тому, кто будет правильно отвечать. Когда мне наконец-то поставили его на стол, я чуть не лопнула от гордости. Так Оксфорд стал моей мечтой. Своеобразной планкой.

Потом, когда я занималась английским в отдельной школе, мне в руки попала методичка Oxford Press (издательство университета – Sports.ru). Это была первая книжка, которую это издательство выпустило полностью на английском языке для России. С очень тонкими страницами, красивым шрифтом и особенным запахом. Она даже как-то интереснее перелистывалась. Я стала думать об Оксфорде еще чаще, забыла про главный университет Новосибирска и Архитектурную академию – а туда тоже было крайне тяжело попасть.

Конечно, с Оксфордом все сразу было ясно – куда там. Поэтому я поступила сначала на худграф (художественно-графический факультет) в Новосибирске, но ушла с 3-го курса и перевелась в Московский педагогический университет – на то же направление. Снова не доучилась и взяла академический отпуск. Когда я это сделала, папа сказал одну вещь, которая подтолкнула к саморазвитию. Четыре года я боролась с комплексами, считала себя глупой и неинтересной.

В тот момент я начала очень много читать, смотреть, старалась разобраться в самых разных вещах: интересовалась культурой, путешествиями, технологиями… Читала биографии успешных людей. Пыталась понять, как они ищут себя в жизни, какие решения приводят к успеху. Например, Ивона Чуинарда (американский миллиардер, альпинист и эколог – Sports.ru), Грейс Джонс (американская модель, актриса и певица – Sports.ru), Пегги Гуггенхайм (американская галеристка, коллекционер и меценат, открыла музей современного искусства в Венеции – Sports.ru). Джонс и Гуггенхайм – великолепные женщины, которые ничего не боялись, делали вопреки и выходили из зоны комфорта.

Помню документалку про Диану Вриланд. Она вообще не получила высшего образования и была главным редактором Harper’s Bazaar, патроном Метрополитен-музея (четвертый по посещаемости художественный музей мира, находится в Нью-Йорке – Sports.ru). Настоящая икона в мире моды. И клала она на высшее образование. Если ты талантлив, то все равно можешь многого достичь. Успех на голову, конечно, не падает – нужно покрутиться.

Диана Вриланд

Спортивных биографий тоже было много: Андре Агасси, Роднина, Шарапова, горнолыжник Боде Миллер.

Я думала об Оксфорде до попадания в сборную России (это произошло в 2006-м – Sports.ru), там мечты плавно испарялись: тяжело их сохранить, когда твои сверстники говорят только о колледжах физической культуры. Так я начала считать, что высшее образование – не для всех и не всем нужно. Наверное, я просто не знала, кем хочу быть. Такое у нас потерянное поколение.

Я все-таки отучилась на менеджменте, но никому – даже мне самой – это не было интересно. Я все лучше понимала, что хочу работать в креативной индустрии. Конечно, в России это реально и без образования. Прокатит. Но если я хочу добиться чего-то более глобального, нужно было искать авторитетные места.

Так я выбрала Central Saint Martins.

Как она туда поступила?

Летом я поехала на короткие курсы, и мне все очень понравилось. На курсах есть несколько программ, которые длятся по одной неделе, и ты выбираешь наиболее интересные. Сколько угодно. Я училась три недели: выбрала «100 дизайн-проектов», «Художник-постановщик для фильмов» и «Брендинг и упаковка».

Самым классным было придумать напиток, упаковать его и продать. Меня он настолько вдохновил, что я еще потом рассказывала об идее друзьям и знакомым. До сих пор показываю людям презентацию, и они говорят: почему ты не пойдешь с этим дальше? Связи в индустрии у меня есть – возможно, пристрою и что-то получится.

Последние два месяца я делала портфолио и на этой неделе с первого раза поступила. Экзаменов нет – было интервью. Записываешься за много месяцев, и приезжает преподаватель из университета – прямо из Англии. Помимо портфолио, готовишь скетчбуки и мотивационное письмо: нужно объяснить, почему ты достоин там учиться. В портфолио собираешь все работы, которые связаны с искусством, – в формате А1 в большой папке. Если это мультимедиа-проект, составляешь его на айпаде, можно загрузить на флешку. Задача крайне непростая: заинтересовать человека, который уже видел 100500 таких портфолио.

Учеба начнется в сентябре и будет длиться три года. Направление – коммуникативный графический дизайн (по информации с сайта университета, стоимость обучения с 2019-го для студентов не из Великобритании и Евросоюза – около 20 тысяч фунтов в год – Sports.ru).

Спортивные успехи мне и не могли помочь. Если бы я рассказала, что чемпионка мира по сноуборду и трижды ездила на Олимпиаду, они бы ответили: ну, молодец. А искусство и дизайн тут при чем? Что мне реально помогло, так это организованность, целеустремленность, фокус, драйв и железная хватка.

В этот колледж берут далеко не всех, тем более сразу на бакалавра. Чаще отправляют на foundation year (годичный курс подготовки для тех, у кого есть потенциал, но еще не хватает навыков – Sports.ru). Я слышала, что учеба в Saint Martins – лучшие годы твоей жизни. Понимаю, это говорят люди, которым по 17 лет, но я уверена, что они правы. Очень взволнована и до сих пор в шоке. Сильно сомневалась, что мои креативные искания могут кого-то заинтересовать, поэтому успешное поступление – уже признание. Дальше будет тяжелее, но такое чувство, будто грузовик со сладостями перевернулся на моей улице.

Большинство людей твердили: слушай, не занимайся ерундой, катаешься на сноуборде – и катайся. Тренируй детей или работай в спортивной структуре. Больно слышать, когда тебе говорят, что единственное, на что ты способен – это поворачивать на доске по снегу.

Я очень горжусь собой, потому что впервые за 10 лет добилась чего-то не своими ногами.

У Заварзиной есть опыт: она запускала бренд одежды и сотрудничала с O’Neill

Еще три года назад мы делали мерч нашей команды W+Z (Уайлд + Заварзина). Ничего там сверхъестественного не было – просто базовые свитшоты, футболки и шапки. Я хотела, чтобы мы выглядели красиво и узнаваемо, впечатывались в память соперников – и они в холодном поту просыпались и видели нас перед глазами. Еще было важно наладить коммуникацию с фанатами, стать к ним ближе. Это история не про успех в мире моды, а про фидбек тем, кто меня поддерживает.

В прошлом году я помогала бренду O’Neill (занимается спортивной одеждой для экстремальных видов спорта – Sports.ru) сделать форму для сборной России. Скинула им свои скетчи, мысли. Конечно, нигде не написано, что это какая-то коллаборация, но у меня есть все доказательства, что я тоже участвовала в ее создании.

На мой взгляд, это лучшая одежда, которую носила наша сборная за все время, что я в ней находилась.

Конечно, мы узнали и про любимых художников

Из современных мне нравятся Эрик Булатов и Виктор Пивоваров. Отмечу Хуана Миро, скульптора Константина Бранкузи.

Посетители у картины «Откуда я знаю куда» на выставке Эрика Булатова

Отдельно выделю советских авангардных художников. Их искусство было поставлено в очень жесткие рамки: приходилось говорить, что у них на душе, секретным языком. С художниками из других стран я не испытываю такой связи. Когда видишь, через какие трудности приходилось идти авангардистам: цензура, негативное общественное мнение – осознаешь ту степень свободы, которую они пытались найти.

Это сильно возвышает их искусство.

Фото: globallookpress.com/Troy Wayryne; instagram.com/superzina (2,3,7); Gettyimages.ru/Evening Standard; visitlondon.com; Gettyimages.ru/Team Boyko/Pomellato; РИА Новости/Максим Блинов

Автор